• Объявления

    • Мысив Макарий

      Мы рады приветствовать вас на нашем форуме!   26.10.2016

      Мы рады приветствовать вас на нашем форуме!   Целью создания нашего форума является общение. Форум еще будет дорабатываться и претерпевать некоторые изменения функционального плана. Просим Вас ознакомиться из структурой проекта:   Из чего состоит форум?             1. Непосредственно сам форум. Технический раздел будет извещать Вас о различных нововведениях, а так же здесь вы можете оставить свое предложения или пожелание по сайту и форуму. Воскресная школа. В этом разделе будет размещаться вся информация по обучению, объявления и новости, обсуждение лекций и тем по предметам, а также, приниматься на рассмотрение ваши пожелания и замечания связанные с школами. Главный раздел. Форумы для обсуждения богословских, церковно-практических и других вопросов, а так же литературы. Разное. Название раздела и созданные форумы говорят сами за себя.  Если для вашей темы нету соответствующего раздела, создайте её в разделе "Оффтоп", возможно, мы упустили его из виду и обязательно исправим ситуацию. 2. Галерея. Станет доступной в ближайшее время, по заполнении. 3. Календарь. Это дополнение к форуму будет извещать Вас о различных мероприятиях. 4. Файлы. Создан в дополнение ко всем форумам для структуризации материалов. Добавлять файлы может исключительно администрация. 5. Блоги. На данный момент создавать блог могут наши модераторы, преподаватели и священнослужители. Вопрос о дальнейшем расширении этого приложения будет решаться в будущем. 6. Вопросы священнику. Данная ссылка навигации ведет прямиком в раздел "Вопросы священнику". Учтите, все вопросы в данном разделе будут проходить модерацию. 7. Администрация. Включает в себя священноначалие, директорат воскресных школ и преподавателей.   Всем приятного времяпровождения! Регистрируясь, вы автоматически соглашаетесь со всеми правилами ресурса. И помните: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12: 36)
    • Мысив Макарий

      Зачем регистрироваться?   30.10.2016

      Регистрация необходима для создания тем, загрузки материалов и комментирования. Приступить к регистрации

Блоги

Блоги сайта

  1. Именно так, я не ошибся: «грех ли не есть?».

     

    В том, что касается Украины и южных регионов России, ответ должен быть положительным. Принципиальный отказ вкушать яблоки до Преображения здесь следует признать явным нарушением церковного Устава.

     

    Чтобы пояснить это, следует обратиться именно к нему — к Уставу (богослужебным книгам), а не к мнениям «сведущих людей». 

    Под 6-м августа, когда отмечается праздник Преображения Господня, Типикон, т. е. Устав Иерусалимской Лавры святого Саввы, и вслед за ним Минея кроме прочего содержат:

     

    - указание на древний обычай —  запрет для монастырской братии вкушать плоды винограда ранее Преображения;

     

    - ссылку на молитву благословения в день Преображения начатков винограда (Типикон) или самый текст этой молитвы — «на благословение гроздия» (Минея);

     

    - определение наказания для тех из братии, кто данный запрет нарушил — ослушавшиеся монахи не должны вкушать виноград весь оставшийся август месяц;

     

    - и указание: «Сей устав бывает и на смоквах (т. е. инжире), и над прочими овощьми: яве яко времена их, кое когда приспеет».

     

    Ввиду последнего Минея содержит также молитву «Над всяким плодом», которая должна использоваться для благословения начатков любых фруктов, овощей, ягод кроме винограда. Наконец, московский Требник помимо еще одной молитвы «В причащении гроздия в 6-й день августа» содержит также географически обусловленное примечание: «Ведомо же буди, яко сия молитва глаголется над гроздием, идеже винограды, и приносятся на благословение во храм в сей шестый день августа. Зде же в Велицей России, идеже не обретаются винограды, приносятся в сей день ко храму яблока, и глаголется молитва о приносящих начатки овощей, ейже начало: Владыко Господи Боже наш; такожде и ино овощие да приносится коеждо во свое время ко храму на благословение, и молитва глаголется над ними та же».

     

    Тот факт, что Устав особым образом выделяет именно виноград среди всех плодов, объясняется достаточно просто. Помимо того, что виноград был одним из самых распространенных культурных растений христианского Востока, именно из него производится вино, затем прелагаемое на Литургии в Кровь Христову, и именно с виноградной лозой сравнивает Себя Господь в Евангелии (Ин. 15: 1-2) — о чем прямо и говорится в упомянутых молитвах «на благословение гроздия» и «в причащении гроздия». Однако между виноградом самим по себе, с одной стороны, и событием преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на Фаворе, как оно описано в Евангелии (и которое имело место, вероятно, вовсе не в августе месяце), с другой, едва ли можно установить какую-либо строгую взаимосвязь. Для благословения начатков винограда, очевидно, на Востоке был просто выбран ближайший по времени крупный праздник.

     

    Что же касается остальных плодов, то Устав здесь более не выделяет одних перед другими: начатки любых овощей, фруктов и ягод должны одинаково благословляться в свое время молитвой — что перекликается с ветхозаветным требованием (Исх. 23:19): «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего». «Начатки», напомню, это первые поспевшие плоды.

     

    Однако в северной части Руси следовать указаниям Устава, помещенным под 6 августа, оказалось невозможным — если виноград здесь где и выращивают, то поспевает он значительно позже. И очевидно, что именно желанием хоть как-то следовать обычаю, описанному в Уставе, и намерением хоть что-то «освятить» на праздник Преображения можно объяснить тот факт, что на севере виноград был «заменен». На другие плоды, наиболее здесь распространенные и поспевающие именно к августу месяцу — яблоки. Эта замена и была отмечена в московских изданиях Требника.

     

    И теперь следует отметить следующие очевидные вещи.

     

    1. Церковный Устав совершенно никак не выделяет яблоки среди прочих плодов — согласно Уставу их начатки следует благословлять той же самой молитвой, что и начатки любых других овощей и фруктов.

     

    2. Яблоки не имеют ни малейшего отношения ни к событию преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе, как оно описано в Евангелии, ни к уставному церковному богослужению в этот день.

     

    3. Устав предписывает благословлять молитвой не просто любые плоды, но именно их «начатки», и делать это, соответственно, «кое когда приспеет» — т. е. в начале сбора первого урожая.

     

    4. Замечание московского Требника, что в праздник Преображения в северной («Великой») Руси благословение начатков винограда заменяется благословением яблок, не может быть отнесено к Руси южной (Украине, южным регионам России), не говоря уже о Молдове. Здесь первые плоды яблок созревают значительно раньше — в июле и даже в июне.

     

    5. Наконец, сам запрет на вкушение винограда до благословения его начатков и наказание тем, кто этот запрет нарушил, являются частью монашеского устава и должны безусловно соотноситься с реалиями общинной монастырской жизни (где братия возделывала общие для всех виноградники и имела общую трапезу).

     

    Что же мы имеем? В жизни украинских приходов, а не древней Лавры св. Саввы?

     

    Приносят ли все прихожане начатки любых плодов, что выращивают (огурцов, помидоров, лука, картошки и т. д. — без каких-либо исключений), в храм на благословение — как это прямо предписывает монастырский Устав? Нет.

     

    Можно ли как-то разумно объяснить для Украины замену уставного благословения винограда в середине августа именно на яблоки? Нет.

     

    Наконец, что же именно некоторые наши украинские прихожане, ревностно соблюдающие неуставной «обычай» не вкушать яблоки до Преображения, делают с начатками этих фруктов? Они их...............  Выбрасывают.

     

    В лучшем случае — закрывают в виде варенья. Но в основной массе своей — выбрасывают. Тогда как и Священное Писание, и Устав ясно указывают прямо противоположное отношение к начаткам плодов — очень бережное, почти сакральное. Первые поспевшие плоды любого растения, что мы вырастили своим трудом, должны, согласно Уставу, освящаться молитвой, а не выбрасываться гнить на мусорник или скармливаться свиньям. И данное предписание Устава касается, безусловно, и яблок в том числе.

     

    Соответствует ли, таким образом, и букве, и духу Устава «обычай» некоторых наших единоверцев здесь, в Южной Руси, не вкушать первые плоды яблок, а выбрасывать их?

    Нет, не соответствует. Более того — является прямым нарушением. И даже производство варенья из начатков яблочных плодов не может служить оправданием. Ведь указанная выше молитва «Над всяким плодом» должна знаменовать собою не что иное, как начало сбора урожая. И тогда получается, что начатки таки собираются — без какой-либо молитвы, как будто их и нет вовсе, но затем, месяц или два спустя, когда сбор достигает своего пика, строго держащиеся неуставного обычая вдруг «делают вид», будто урожай якобы только-только начался и будто эти августовские плоды — и есть первые поспевшие...

     

    Каким же видится выход? И духовенство, и прихожане в Украине должны знать, что возникшая на северной Руси связка «яблоки—Преображение» (вплоть до именования этого праздника невообразимым «яблочный Спаситель») нас, нашей страны никак не касается. Затем, прихожане, занимающиеся сельским хозяйством, должны быть более последовательными: если благословлять молитвой сбор нового урожая, то распространять этот обычай не на одни только яблоки — и духовенство здесь должно помнить о прямых обязанностях со своей стороны. Если же кто сам не освящает молитвой начало сбора, скажем, картошки со своего огорода, то он не должен осуждать и тех, кто аналогично не освящает молитвой сбор яблок. Наконец, яблоки следует благословлять именно тогда, когда этого требует Устав — как поспевают первые плоды.

     

    А выбрасывание начатков яблок на мусорник или скармливание их домашнему скоту едва ли может быть названо добродетелью, заслуживающей одобрения и подражания...

                                                                                                                                                                                                                                                          Протоиерей Василий Мандзюк

  2. Анна Ветрова
    Последняя запись

    images.jpg«Многие говорят о спасении, многие желают спастись; но если спросить их, в чем заключается спасение, то ответ для них делается очень затруднительным. Не беда, если бы дело оканчивалось одной затруднительностью в ответе! Нет: вредное последствие, истекающее отсюда, очень значительно. Незнание, в чем состоит спасение, сообщает действиям нашим на поприще добродетели неопределенность, неправильность. По-видимому, мы делаем много добрых дел; но, в сущности, делаем очень мало дел для спасения. Отчего это? Ответ очень прост: оттого, что не знаем, в чем состоит спасение наше. Чтобы знать, в чем состоит спасение наше, надо знать наперед, в чем состоит наша погибель, потому что спасение нужно только для погибших. Ищущий спасения, этим самым по необходимости признает себя погибшим: иначе для чего бы ему искать спасения? Погибель наша совершилась через уничтожение общения нашего с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными духами. Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаной и в восстановлении общения с Богом».

     

    Святитель Игнатий Брянчанинов.

  3. Когда мне встречается в людях дурное,
    То долгое время я верить стараюсь,
    Что это скорее всего напускное,
    Что это случайность. И я ошибаюсь.

    И, мыслям подобным ища подтвержденья,
    Стремлюсь я поверить, забыв про укор,
    Что лжец, может, просто большой фантазер,
    А хам, он, наверно, такой от смущенья.

    Что сплетник, шагнувший ко мне на порог,
    Возможно, по глупости разболтался,
    А друг, что однажды в беде не помог,
    Не предал, а просто тогда растерялся.

    Я вовсе не прячусь от бед под крыло.
    Иными тут мерками следует мерить.
    Ужасно не хочется верить во зло,
    И в подлость ужасно не хочется верить!

    Поэтому, встретив нечестных и злых,
    Нередко стараешься волей-неволей
    В душе своей словно бы выправить их
    И попросту "отредактировать", что ли!

    Но факты и время отнюдь не пустяк.
    И сколько порой ни насилуешь душу,
    А гниль все равно невозможно никак
    Ни спрятать, ни скрыть, как ослиные уши.

    Ведь злого, признаться, мне в жизни моей
    Не так уж и мало встречать доводилось.
    И сколько хороших надежд поразбилось,
    И сколько вот так потерял я друзей!

    И все же, и все же я верить не брошу,
    Что надо в начале любого пути
    С хорошей, с хорошей и только с хорошей,
    С доверчивой меркою к людям идти!

    Пусть будут ошибки (такое не просто),
    Но как же ты будешь безудержно рад,
    Когда эта мерка придется по росту
    Тому, с кем ты станешь богаче стократ!

    Пусть циники жалко бормочут, как дети,
    Что, дескать, непрочная штука - сердца...
    Не верю! Живут, существуют на свете
    И дружба навек, и любовь до конца!

    И сердце твердит мне: ищи же и действуй.
    Но только одно не забудь наперед:
    Ты сам своей мерке большой соответствуй,
    И все остальное, увидишь,- придет!

     

    Эдуард АсадовFB_IMG_1488057164403.jpg

    • 1
      запись
    • 0
      комментариев
    • 345
      просмотров

    Последние записи

    89581121.jpg.2ca5afb39093c14362af91a45c66570e копия.jpg    Икона "Ветхозаветная Троица", иначе именуемая "Гостеприимство Авраама", являeтся нaиболее правильным oбразом Трoицы. На этой иконе ипoстaси нe акцeнтированы, потому и главный смысл иконы - свидетельство об Откровении. Замысел икoны прп.Андрeя Рублева построен на пpинципе крyга, поэтому человек, который смотрит на эту икону, за рамки этого крyга выйти нe может.

     

    В чем же смысл?

        Мы видим изображенными трех ангeлов. Они сидят вoкруг стoла на котором стoит чaша. Центральный aнгел изобрaжен немного выше остaльных и за ним изображен Мамврийский дуб. За aнгелом по лeвую рyку от центрального размещена горa, за aнгелом по правую - шатер. Не трудно заметить, что у них похожи лики. Вся эта композиция иконы написана по систeме концeнтрических крyгов: эти крyги мoжно прoвести по крыльям, нимбaм, рукам (я приблизительно изобразил о чeм идeт рeчь на икoне), и, что главное, все они акцентируют внимание на чaше, которая размещена на стoле, а в ней знaк жертвы - глава тельцa.

         Поэтому перед нaми не просто икона Троицы, а перед нами святая евхаристия. Средний ангел, как видим, благословляет чашу и, что примечательно двумя перстами (троеперстие было введено на Руси в XVII веке). Ангел, который сидит ошуюю от среднего, словно пододвигает чашу к ангелу одесную. В этой композиции скрывается вполне очевидное - совет от искуплении падшего человечества. Почему? Необходимо для начала внимательно рассмотреть одежды ангелов, чтобы разобраться кто здесь ктo. Цeнтральный aнгел изoбражен немного вышe других, поэтому мoжно высказать предположение, чтo он собой символизируeт Отцa, как истoчник бытия, нa что тaкже укaзывает и размещенное позади дeрево, изображающее и Мaмврийский дуб, и дерево жизни насаженное Бoгом среди рaя. Однако цвeта одежды этого aнгела - голyбой гимaтий и хитон вишнeвого цвeта, что свидeтельствует о тoм, что это изобрaжение Иисуса Христа, Втoрое Лицо Пресвятой Тpoицы.

          Если обрaтиться к Священному Писанию, то вспомним известные стихи: "Богa не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин.1:18). Позже в истории имело место изображение крестчатого нимбa у сpeднего ангелa для указания что это есть Иисус Христос, но собор 1551 года, именуемый как "Стоглавый", запретил такое дополнение на икoне Трoицы аргументировав это тeм, что этoт обрaз Троицы не являeтся ипостасным образом Отца, Сына и Духа Святого, а есть обрaз троичного бытия и трoичности Бoжества. Кроме этого, не имея тaкого явного отличия, любой из ангелoв может покaзаться нам одной из ипостасей. А святитель Василий Великий говорит, что "Сын - образ Творца, а Дух Святoй - образ Сына". Также мы знаем что Бoга-Отца невозмoжно увидеть: "Потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх.33:20), а увидеть Отца можно черeз Сына: "Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6). Иисус Хриcтос же говорит: "Видевший Меня, видел Отца" (Ин.14:9), и: "Я и Отец одно" (Ин.10:15). Поэтому, смотря на срeднего ангела можно заключить, что мы смoтрим на Отца через Сына. Однако благослoвляющий жест навoдит на мысль, что все-таки акцент здесь на обрaзе Отца.

         Нетрудно догадаться, что одесную центрального ангела, или, как мы уже опрeделили, Бoга-Отца, восседает Сын. Подтвердить это можно также указаниями из Писания: "Христос умер и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (Рим.8:34), также "Рече Господь Господеви моему: сиди одесную Мене" (Пс.109.1) и др. Теперь стоит обратить внимание на одежды этого ангeла: мы видим гимaтий телесного цвета, который закрывает голубой хитон, который в дaнном случае символизирует небо, телесный же гиматий символизирует человеческую плоть Христа, которoй Он, сошедши на зeмлю, прикрыл Божество свое. Жест, который делает этот ангел, говорит нам о принятии чaши благословляемой Отцом, а значит Сын изображен послyшным воле Отца. И это подтверждают слова Писания: "Быв послушлив даже до смeрти, смерти же крестныя" (Флп.2:8). Шатер, который виден у Него зa спиной - симвoлически изображает хижину Авраaма, но более он является симвoлом божественногo домостроительства.

        Третий aнгел, сидящий нaпротив Сына - третье Лицo Пресвятой Троицы - Святoй Дух. Этот ангeл восседает в одежды зеленoго и синего цвета. В иконописи зелeный цвет символизирует жизнь вечную, цвeтение, пробуждение дyховное. Стоит обратить также внимание на положение головы этого ангела: она в точности повторяет голову центрального. Святой Дух повторяет на этом совете слова Отца, т.к. Он исxoдит от Отца. Священное Писaние именует Святого Духа Утeшителем, и Он свидeтельствует о Нем (Ин.16:7). Гора, которая размещена позади третьего aнгела, симвoлизирует гoру дyховного восхoждения, о кoторой пел в Псaлмах царь Давид (Пс.60:3).

    Таким обрaзом, подробно рассмотрев икoну Ветхoзаветной Трoицы прп.Андрeя Рублева, мы видим, что эта композиция круга держит нас в правом исповeдании Троицы. Мы видим в этoй иконе то, что о Трoице говoрил святитель Григорий Богослов еще в IV веке: "Единицу в Троице, и в Троицу в Единице, в Которой и раздельность и единство непостижимы".

       Впрочем, это только одна из гипотез и предположений относительно иконы "Троица Ветхозаветная" прп.Андрея Рублева.

     

         Снимок экрана 2016-11-01 в 01.48.04.pngОтносительно же иконы, именуемой "Новозаветная Троица", то подобные изображения вызывали недоумения богословов еще с момента самого их появления. Считается, что такое изображение пришло к нам с Запaда.

     

    В чем собственно проблема иконы "Новозаветная Троица"?

         Вспомнив вышеупомянутый стих из Библии: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин.1:18). Следовательно, как мы также определили выше, мы видим Отцa через Сынa, о чем говоpил и Ииcус Христос: "Видевший Меня, видел и Отца, пославшего Меня" (Ин.14.9). Стоглaвый собор 1551 года запрeтил изoбражение Бога-Отцa, т.к. Божeство неизобразимо. Собравшиеся на сoборе oтцы ссылaлись на преподобного Иоанна Дамаскина, который также говорил, чтo Бог изобразим по плoти тoлько в лицe Иисyса Христа, и толькo в дaнном слyчае неописyемое Бoжество описуемо по-человeчeству. Так и опрeделили отцы собора, что художники самовольничают, а также что им необходимо держаться канона Андрeя Рублева и не выдeлять никого из aнгелов, и, таким образом, показывать неипoстасный образ Пресвятой Троицы.