• Объявления

    • Мысив Макарий

      Мы рады приветствовать вас на нашем форуме!   26.10.2016

      Мы рады приветствовать вас на нашем форуме!   Целью создания нашего форума является общение. Форум еще будет дорабатываться и претерпевать некоторые изменения функционального плана. Просим Вас ознакомиться из структурой проекта:   Из чего состоит форум?             1. Непосредственно сам форум. Технический раздел будет извещать Вас о различных нововведениях, а так же здесь вы можете оставить свое предложения или пожелание по сайту и форуму. Воскресная школа. В этом разделе будет размещаться вся информация по обучению, объявления и новости, обсуждение лекций и тем по предметам, а также, приниматься на рассмотрение ваши пожелания и замечания связанные с школами. Главный раздел. Форумы для обсуждения богословских, церковно-практических и других вопросов, а так же литературы. Разное. Название раздела и созданные форумы говорят сами за себя.  Если для вашей темы нету соответствующего раздела, создайте её в разделе "Оффтоп", возможно, мы упустили его из виду и обязательно исправим ситуацию. 2. Галерея. Станет доступной в ближайшее время, по заполнении. 3. Календарь. Это дополнение к форуму будет извещать Вас о различных мероприятиях. 4. Файлы. Создан в дополнение ко всем форумам для структуризации материалов. Добавлять файлы может исключительно администрация. 5. Блоги. На данный момент создавать блог могут наши модераторы, преподаватели и священнослужители. Вопрос о дальнейшем расширении этого приложения будет решаться в будущем. 6. Вопросы священнику. Данная ссылка навигации ведет прямиком в раздел "Вопросы священнику". Учтите, все вопросы в данном разделе будут проходить модерацию. 7. Администрация. Включает в себя священноначалие, директорат воскресных школ и преподавателей.   Всем приятного времяпровождения! Регистрируясь, вы автоматически соглашаетесь со всеми правилами ресурса. И помните: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12: 36)
    • Мысив Макарий

      Зачем регистрироваться?   30.10.2016

      Регистрация необходима для создания тем, загрузки материалов и комментирования. Приступить к регистрации

Блог благочинного

  • записи
    43
  • комментария
    4
  • просмотра
    2 364

Как часто нужно освящать свои жилища?

о.Іоанн

233 просмотра

    Освятить свой дом – это значит посвятить его Богу!g19zmwemki0.jpg

    Многие слышали о чине освящения дома или квартиры, а то и сами участвовали в нем. Не все, правда, осмысливают значение этого обряда: одни сомневаются в его необходимости, а другие, наоборот, относятся к нему как к некоему магическому действу.

    Что же это за обряд, как к нему относиться, кто имеет право его совершать и как часто нужно освящать наши жилища?

     Господь Иисус говорил Своим ученикам: «…Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Именно поэтому в Православной Церкви издревле существуют особые моления Богу о призвании благодати в различные сферы нашей жизни. Каждый нуждается в том, чтобы Господь помогал нам на житейских путях. Мы молимся в начале дня, просим у Бога покровительства и мудрости в течение всего дня (когда учимся, работаем или отдыхаем), славим Творца – нашего питателя и просим его благословить нашу пищу, а после еды благодарим Всевышнего Дародателя, в конце дня мы просим Господа, чтобы он простил нам наши грехи, совершенные днем, и не оставлял нас без Своей защиты ночью. В молитве мы учимся всю нашу жизнь до самых мелочей вверять Богу. Ведь Священное Писание говорит нам, что все освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4:5). Поэтому вся жизнь верующего человека, от его рождения до смерти, должна протекать в тесной связи с Творцом.

  Рождается человек в мир – благочестивые родители стараются сразу посвятить младенца Господу. Для этого были установлены таинства (в период Ветхого Завета обрезание, во времена Нового Завета – Крещение). Идет ли отрок или отроковица на учебу – о них молятся, испрашивая мудрости у Бога для постижения наук. Решился юноша или девица вступить в брак – и для этого есть особое таинство, при котором священнослужитель испрашивает Господа об особом благодатном руководстве в жизни брачующихся, чтобы их супружество сохранилось, а они могли утешиться в жизни своими потомками, дабы брак духовно взращивал в них такие христианские добродетели, как вера, надежда, терпение, любовь… И после кончины человека священник напутствует особыми заупокойными молитвами.

     И если молитвы и прошения связывают человека теснее с Господом, то, конечно же, и наши жилища должны быть освящены молитвой. Что-либо освятить означает посвятить это Тому, у Кого мы просим благодатной силы. Вот этого многие не понимают. Освятить свое жилище – это значит посвятить его Богу. Ведь освящаются не просто стены, а вся духовная атмосфера жильцов дома, освящается, или же посвящается Богу то, что прежде Ему не принадлежало, или если и принадлежало, но было чем-то осквернено. Мы должны сделать все для того, чтобы Господь воцарился во всех сферах нашей жизни.

   Например, в нашей работе, которую мы будем стараться делать, как для Него – прилежно, усердно, аккуратно, без лукавства и лени, даже если над нами нет никаких наблюдателей, а только Бог и наша совесть. В таком случае работа наверняка будет выполнена профессионально. И если в браке супруги понимают, что их соединил Сам Бог, то они должны стараться сохранить такую атмосферу, чтобы Творец господствовал в семье, исполнялись заповеди, сохранялся мир, было терпение и желание преодолеть эгоистические мотивы… Так и в быту. Если мы желаем, чтобы Бог был Хозяином в наших домах, то не имеем права осквернять жилье ссорами, блудом, сквернословием, пьянками, курением и прочими всяческими вредными привычками, излишествами, невоздержанием, просмотром порнофильмов, какими-нибудь идолами (их в наше время великое разнообразие), наличием оккультной, эзотерической, сектантской литературы (отнюдь никак не совместимой с православием – например, книги Е. Блаватской, Е. Рерих, Д. Андреева и прочих теософов, астрологов, хиромантов, свидетелей Иеговы, харизматов и прочих богоборцев и врагов Православной Церкви). Ведь при совершении чина освящения жилища священник читает 100-й псалом, который поучает жильцов, как верно проводить жизнь пред Богом: «Не положу пред очами моими вещи непотребной» (Пс. 100:3).

   Поэтому некоторые батюшки, видя подобные вещи в жилищах, перед совершением чина настаивают на уничтожении идолов и литературы, несущей лжеучения, согласно Писанию: «…А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм» (Деян. 19:19). Стоит послушаться священников и убрать из дому всяких идолов (не просто выбросить их в мусорное ведро или кому-то подарить, а сжечь или разбить на мелкие части!), фигурки домовиков, статуи Будды, например, сидящих на куче денег (дескать, для привлечения богатства в дом), талисманы (астрологические зодиакальные знаки или флажки и колокольчики на удачу с иероглифами китайских заклинаний, подковы над входной дверью, маски различных восточных божеств, привезенных из экзотических стран…) Ибо сказано: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?...» (2 Кор. 6:14–18).

   Мне неоднократно приходилось слышать от людей, у которых я освящал жилища, что в их домах начинало происходить недоброе после того, как они сдавали свои дома под офисы экстрасенсов или же их квартиры арендовали практикующие адепты разных языческих культов и сект. В этом случае к чину освящения жилища священник присовокупляет особую молитву «О храмине, стужаемой от злых духов».

    Далее немного о самом чине освящения жилища.

  Перед освящением нового дома совершается малое водосвятие либо священник приходит в дом со святой водой. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, небольшой сосуд с обычным неосвященным елеем (растительным маслом), полагаются Евангелие, крест и возжигаются свечи в подсвечниках. На каждой из четырех стен заранее изображается крест – в ознаменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения крестной силой от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.

   После возгласа «Благословен Бог наш…» и обычных начальных молитв читается 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго…», в котором Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем под кровом Бога небесного и что под сенью Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем. «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему», – восклицает пророк (Пс. 90:10). Затем поется тропарь (краткое церковное песнопение), в котором говорится о том, что некогда Спаситель, войдя в дом Закхея, даровал спасение ему и всем домашним его. Так и ныне вместе со служителями Христовыми в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, кто собирается жить в нем.

Обратившись к востоку, священник произносит: «Господу помолимся». «Господи, помилуй», – отвечают ему, и он читает молитву, близкую по содержанию пропетому перед этим тропарю. Он молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и даровавшему спасение всему дому его, благословить новоустроенное жилище и сохранить тех, кто будет жить в нем, от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господни.

В следующей затем тайной молитве (то есть молитве, читаемой не вслух, а про себя) священник просит Господа, чтобы Он даровал дому спасение, как принес его в дом Закхея, чтобы благословил этот дом, как благословил некогда дом Лавана приходом в него Иакова, дом Пентефрия – приходом в него Иосифа, Аведдара – внесением в его дом ковчега. (Об этих событиях повествуется в Библии, в книге Бытия, гл. 30-й, стихи 2-30; гл. 39-й, стихи 1-5 и во 2-й книге Царств, гл. 6-й, стихи 10-12.) Он молит Спасителя ниспослать будущим обитателям нового дома благословение с высоты жилища Своего, оградить их страхом Божиим, защитить «от сопротивных» и умножить «вся благая в доме сем». В конце молитвы иерей возглашает: «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Присутствующие отвечают: «Аминь».

  В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена молитва «Над пещию». В ней священник призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых – Ангелов, хранителей христиан, и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать их (Новая Скрижаль). Затем священник трижды осеняет крестом елей во имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания «всяких сопротивных сил и сатанинских наветов».
После прочтения молитвы священник окропляет святой водой весь дом (каждую комнату кропит со всех четырех сторон), молясь: «Окроплением воды сей священныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо». Затем крестообразно помазывает 4 главные стены дома (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем, произнося слова: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Перед каждым начертанным на стенах крестом возжигают свечи, воздавая этим честь Честному Животворящему Кресту Господню, «который есть щит, оружие против диавола и знамение победы над ним… печать, чтобы не коснулся нас «ангел погубляющий» (Исх. 12:23) и… древо жизни вечной.

В стихире, которую поет хор, содержится моление к Господу благословить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей «от всякого злаго обстояния» и даровать им изобилие небесного и земного благословения. Затем священник читает Евангелие (Лк. 19:1–10), где повествуется о посещении Спасителем дома мытаря (сборщика налогов) Закхея, который хотя и был человеком грешным, но так сильно захотел увидеть Господа, что влез на дерево. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жителям нового христианского дома, радостно возвещая, что ныне спасение пришло и их дому и что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть. Затем читается 100-й псалом, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего» (Пс. 100:2). После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома. Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела-хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех, «в нем благочестно жити хотящих», от всякого зла и наставляющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.

   Поскольку чин освящения жилища не относится к Церковным Таинствам, то окропить жилище освященной водой могут и сами жильцы. Но все же лучше, чтобы освящение совершали священнослужители, имеющие специально составленный чин в своем требнике и знающие, как все верно совершить. Относительно частоты освящения домов нет никаких канонических установлений, но по издревле сложившейся традиции желательно это делать хотя бы раз в год. Например, так поступают многие иереи в монастырях, освящая обители на Богоявление, а также сельские батюшки, когда раз в год по просьбе односельчан освящают дома на Крещение Господне. Советуют также  освящать дома после осквернения, капитальных ремонтов или, как упоминалось выше, в случаях проявления бесовской активности (например, при внезапно появившихся фобиях у жильцов (боязнь заснуть без света…), при немотивированных раздражениях и гневе, ссорах без видимой причины, «самовольном» перемещении предметов по квартире, при ощущении присутствия невидимой недоброй силы).


  Жалоба


0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас