• Объявления

    • Мысив Макарий

      Мы рады приветствовать вас на нашем форуме!   26.10.2016

      Мы рады приветствовать вас на нашем форуме!   Целью создания нашего форума является общение. Форум еще будет дорабатываться и претерпевать некоторые изменения функционального плана. Просим Вас ознакомиться из структурой проекта:   Из чего состоит форум?             1. Непосредственно сам форум. Технический раздел будет извещать Вас о различных нововведениях, а так же здесь вы можете оставить свое предложения или пожелание по сайту и форуму. Воскресная школа. В этом разделе будет размещаться вся информация по обучению, объявления и новости, обсуждение лекций и тем по предметам, а также, приниматься на рассмотрение ваши пожелания и замечания связанные с школами. Главный раздел. Форумы для обсуждения богословских, церковно-практических и других вопросов, а так же литературы. Разное. Название раздела и созданные форумы говорят сами за себя.  Если для вашей темы нету соответствующего раздела, создайте её в разделе "Оффтоп", возможно, мы упустили его из виду и обязательно исправим ситуацию. 2. Галерея. Станет доступной в ближайшее время, по заполнении. 3. Календарь. Это дополнение к форуму будет извещать Вас о различных мероприятиях. 4. Файлы. Создан в дополнение ко всем форумам для структуризации материалов. Добавлять файлы может исключительно администрация. 5. Блоги. На данный момент создавать блог могут наши модераторы, преподаватели и священнослужители. Вопрос о дальнейшем расширении этого приложения будет решаться в будущем. 6. Вопросы священнику. Данная ссылка навигации ведет прямиком в раздел "Вопросы священнику". Учтите, все вопросы в данном разделе будут проходить модерацию. 7. Администрация. Включает в себя священноначалие, директорат воскресных школ и преподавателей.   Всем приятного времяпровождения! Регистрируясь, вы автоматически соглашаетесь со всеми правилами ресурса. И помните: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12: 36)
    • Мысив Макарий

      Зачем регистрироваться?   30.10.2016

      Регистрация необходима для создания тем, загрузки материалов и комментирования. Приступить к регистрации

Вся активность

Этот поток обновляется автоматически   

  1. Последняя неделя
  2. Дитяча Недільна Школа

    до
    Старша група: 1)Новий завіт-Геннадій Маратович; 2)Творчість-Анна. Молодша група: 1)Православна етика; 2)Творчість-Людмила Михайлівна.
  3. Ранее
  4. Дитяча Недільна Школа

    до
    Заняття Дитячої Недільної школи : Старша група: 1)Англійська-Вадим Валерійович; 2)Храмоведення-Отець Олексій. Молодша група: 1)Православна етика -Людмила Михайлівна; 2)Творчість.
  5. Дитяча Недільна Школа

    до
    Заняття Дитячої Недільної школи : Старша група: 1)Новий Завіт-Геннадій Маратович; 2)Храмоведення-Отець Олексій. Молодша група: 1)Православна етика -Людмила Михайлівна; 2)Творчість.
  6. Дитяча Недільна Школа

    до
    Заняття Дитячої Недільної школи і Старшої і Молодшої груп! Старша група: 1)Англійська мова-Вадим Валерійович. 2)Новий Завіт-Геннадій Маратович; Молодша група: 1)Православна етика-Людмила Михайлівна; 2)Творчість-Людмила Михайлівна.
  7. Дитяча Недільна Школа

    до
    Заняття Дитячої Недільної школи і Старшої і Молодшої груп! Старша група: 1)Англійська мова-Вадим Валерійович. 2)Новий Завіт-Геннадій Маратович; Молодша група: 1)Православна етика-Людмила Михайлівна; 2)Творчість-Людмила Михайлівна.
  8. Дитяча Недільна Школа

    до
    Заняття Дитячої Недільної школи і Старшої і Молодшої груп! Старша група: 1)Новий Завіт-Геннадій Маратович; 2)Англійська мова-Вадим Валерійович. Молодша група: 1)Православна етика-Людмила Михайлівна; 2)Творчість-Людмила Михайлівна.
  9. Именно так, я не ошибся: «грех ли не есть?». В том, что касается Украины и южных регионов России, ответ должен быть положительным. Принципиальный отказ вкушать яблоки до Преображения здесь следует признать явным нарушением церковного Устава. Чтобы пояснить это, следует обратиться именно к нему — к Уставу (богослужебным книгам), а не к мнениям «сведущих людей». Под 6-м августа, когда отмечается праздник Преображения Господня, Типикон, т. е. Устав Иерусалимской Лавры святого Саввы, и вслед за ним Минея кроме прочего содержат: - указание на древний обычай — запрет для монастырской братии вкушать плоды винограда ранее Преображения; - ссылку на молитву благословения в день Преображения начатков винограда (Типикон) или самый текст этой молитвы — «на благословение гроздия» (Минея); - определение наказания для тех из братии, кто данный запрет нарушил — ослушавшиеся монахи не должны вкушать виноград весь оставшийся август месяц; - и указание: «Сей устав бывает и на смоквах (т. е. инжире), и над прочими овощьми: яве яко времена их, кое когда приспеет». Ввиду последнего Минея содержит также молитву «Над всяким плодом», которая должна использоваться для благословения начатков любых фруктов, овощей, ягод кроме винограда. Наконец, московский Требник помимо еще одной молитвы «В причащении гроздия в 6-й день августа» содержит также географически обусловленное примечание: «Ведомо же буди, яко сия молитва глаголется над гроздием, идеже винограды, и приносятся на благословение во храм в сей шестый день августа. Зде же в Велицей России, идеже не обретаются винограды, приносятся в сей день ко храму яблока, и глаголется молитва о приносящих начатки овощей, ейже начало: Владыко Господи Боже наш; такожде и ино овощие да приносится коеждо во свое время ко храму на благословение, и молитва глаголется над ними та же». Тот факт, что Устав особым образом выделяет именно виноград среди всех плодов, объясняется достаточно просто. Помимо того, что виноград был одним из самых распространенных культурных растений христианского Востока, именно из него производится вино, затем прелагаемое на Литургии в Кровь Христову, и именно с виноградной лозой сравнивает Себя Господь в Евангелии (Ин. 15: 1-2) — о чем прямо и говорится в упомянутых молитвах «на благословение гроздия» и «в причащении гроздия». Однако между виноградом самим по себе, с одной стороны, и событием преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на Фаворе, как оно описано в Евангелии (и которое имело место, вероятно, вовсе не в августе месяце), с другой, едва ли можно установить какую-либо строгую взаимосвязь. Для благословения начатков винограда, очевидно, на Востоке был просто выбран ближайший по времени крупный праздник. Что же касается остальных плодов, то Устав здесь более не выделяет одних перед другими: начатки любых овощей, фруктов и ягод должны одинаково благословляться в свое время молитвой — что перекликается с ветхозаветным требованием (Исх. 23:19): «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего». «Начатки», напомню, это первые поспевшие плоды. Однако в северной части Руси следовать указаниям Устава, помещенным под 6 августа, оказалось невозможным — если виноград здесь где и выращивают, то поспевает он значительно позже. И очевидно, что именно желанием хоть как-то следовать обычаю, описанному в Уставе, и намерением хоть что-то «освятить» на праздник Преображения можно объяснить тот факт, что на севере виноград был «заменен». На другие плоды, наиболее здесь распространенные и поспевающие именно к августу месяцу — яблоки. Эта замена и была отмечена в московских изданиях Требника. И теперь следует отметить следующие очевидные вещи. 1. Церковный Устав совершенно никак не выделяет яблоки среди прочих плодов — согласно Уставу их начатки следует благословлять той же самой молитвой, что и начатки любых других овощей и фруктов. 2. Яблоки не имеют ни малейшего отношения ни к событию преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе, как оно описано в Евангелии, ни к уставному церковному богослужению в этот день. 3. Устав предписывает благословлять молитвой не просто любые плоды, но именно их «начатки», и делать это, соответственно, «кое когда приспеет» — т. е. в начале сбора первого урожая. 4. Замечание московского Требника, что в праздник Преображения в северной («Великой») Руси благословение начатков винограда заменяется благословением яблок, не может быть отнесено к Руси южной (Украине, южным регионам России), не говоря уже о Молдове. Здесь первые плоды яблок созревают значительно раньше — в июле и даже в июне. 5. Наконец, сам запрет на вкушение винограда до благословения его начатков и наказание тем, кто этот запрет нарушил, являются частью монашеского устава и должны безусловно соотноситься с реалиями общинной монастырской жизни (где братия возделывала общие для всех виноградники и имела общую трапезу). Что же мы имеем? В жизни украинских приходов, а не древней Лавры св. Саввы? Приносят ли все прихожане начатки любых плодов, что выращивают (огурцов, помидоров, лука, картошки и т. д. — без каких-либо исключений), в храм на благословение — как это прямо предписывает монастырский Устав? Нет. Можно ли как-то разумно объяснить для Украины замену уставного благословения винограда в середине августа именно на яблоки? Нет. Наконец, что же именно некоторые наши украинские прихожане, ревностно соблюдающие неуставной «обычай» не вкушать яблоки до Преображения, делают с начатками этих фруктов? Они их............... Выбрасывают. В лучшем случае — закрывают в виде варенья. Но в основной массе своей — выбрасывают. Тогда как и Священное Писание, и Устав ясно указывают прямо противоположное отношение к начаткам плодов — очень бережное, почти сакральное. Первые поспевшие плоды любого растения, что мы вырастили своим трудом, должны, согласно Уставу, освящаться молитвой, а не выбрасываться гнить на мусорник или скармливаться свиньям. И данное предписание Устава касается, безусловно, и яблок в том числе. Соответствует ли, таким образом, и букве, и духу Устава «обычай» некоторых наших единоверцев здесь, в Южной Руси, не вкушать первые плоды яблок, а выбрасывать их? Нет, не соответствует. Более того — является прямым нарушением. И даже производство варенья из начатков яблочных плодов не может служить оправданием. Ведь указанная выше молитва «Над всяким плодом» должна знаменовать собою не что иное, как начало сбора урожая. И тогда получается, что начатки таки собираются — без какой-либо молитвы, как будто их и нет вовсе, но затем, месяц или два спустя, когда сбор достигает своего пика, строго держащиеся неуставного обычая вдруг «делают вид», будто урожай якобы только-только начался и будто эти августовские плоды — и есть первые поспевшие... Каким же видится выход? И духовенство, и прихожане в Украине должны знать, что возникшая на северной Руси связка «яблоки—Преображение» (вплоть до именования этого праздника невообразимым «яблочный Спаситель») нас, нашей страны никак не касается. Затем, прихожане, занимающиеся сельским хозяйством, должны быть более последовательными: если благословлять молитвой сбор нового урожая, то распространять этот обычай не на одни только яблоки — и духовенство здесь должно помнить о прямых обязанностях со своей стороны. Если же кто сам не освящает молитвой начало сбора, скажем, картошки со своего огорода, то он не должен осуждать и тех, кто аналогично не освящает молитвой сбор яблок. Наконец, яблоки следует благословлять именно тогда, когда этого требует Устав — как поспевают первые плоды. А выбрасывание начатков яблок на мусорник или скармливание их домашнему скоту едва ли может быть названо добродетелью, заслуживающей одобрения и подражания... Протоиерей Василий Мандзюк
  10. Дитяча Недільна Школа

    до
    Останнє заняття Старшої та Молодшої груп: 1)Геннадій Маратович; 2)Вадим Валерійович; 3)Людмила Михайлівна. З 21 травня в Дитячій Недільній Школі розпочинаються канікули по 16 вересня.
  11. Версия 08.04.2017

    5 скачиваний

    Содержание лекции №18: 1. О молитвенном почитании ангелов 2. Промысл Божий о духовном мире 2.1. Промысл Божий о добрых ангелах 2.2. Промысл Божий по отношению к злым ангелам и происхождение зла 2.2.1. Действительность бытия злых духов 2.2.2. Падение злых духов 2.2.3. Место пребывания злых духов 2.2.4. Искажение природы злых духов 2.2.5. Деятельность злых духов в мире 2.2.6. Отношение Бога к деятельности злых духов
  12. Дитяча Недільна Школа

    до
    Заняття Молодшої та Старшої групи: 1)Церковно-слов'янська мова-Матушка Ольга; 2)Англійська мова-Вадим Валерійович;
  13. Дитяча Недільна Школа

    до
    Заняття Молодшої та Старшої групи: 1)Церковно-слов'янська мова-Матушка Ольга; 2)Англійська мова-Вадим Валерійович;
  14. Мені здається що довіряти і любити ,це різні речі.Ми ж любим дітей просто за те що вони є,любимо такими які вони є.Ми любимо природу ,радіємо красі яка нас оточує,А довіра на мою думку це зовсім інше.
  15. Як же ж не можна довіряти? А як тоді любити?
  16. Бачити яскраві кольори в темних можна,розгледіти в людях частинку доброти ,частинку краси внутрішньої можна.Довіряти людям не можна,але любити людей і все що нас оточує треба.
  17. Доверять людям все-таки нужно, успевать за короткий миг разглядеть в них частицу добра и не только в людях, везде – в небе, траве, в воздухе. Надо всего лишь научиться видеть хорошее яркое среди темных красок, всему есть своя противоположность, если бы ее не было, то жизнь стала бы скучной и неинтересной, не так ли?
  18. Дитяча Недільна Школа

    до
    Заняття Молодшої та Старшої групи (Геннадій Маратович,Вадим Валерійович,Людмила Михайлівна).
  19. ЗАЧЕМ НУЖНО ХОДИТЬ В ХРАМ?

    Многие люди уверены, что посещать церковь необязательно. В качестве аргументов практически всегда звучат одни и те же фразы: «У меня Бог в душе», «мне не нужны посредники в общении с Господом», «молитва дома ничем не отличается от молитвы в храме». Немного перефразируя князя Мышкина, можно сказать, что эти слова совсем «не о том». Ведь в храме на Богослужении люди получают дар, который они нигде более не смогут получить. Речь идет о Причащении. В этом Таинстве верующие вкушают Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяются с Ним. Таинственно не означает символически или не по-настоящему. Это реальный факт и реальное единение с Богом. А также получение от Него необходимых для преобразования своей жизни сил. Почему это так важно? После грехопадения Адама и Евы природа человека исказилась. Люди начали более тянуться ко злу, нежели к добру. Те же, кто пытался бороться с этой данностью, рано или поздно признавали свое поражение. Оказалось, что человек слаб и его собственных сил недостаточно для победы над грехом. Признавали это и святые отцы Церкви – те, кто были наделены Богом многими благодатными дарами и талантами. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Слова апостола Павла как нельзя лучше описывают трагизм положения человека после изгнания из Эдема. Его суть проста – зло и грех всегда будут брать верх над нашими самыми светлыми и добрыми пожеланиями. Именно поэтому утопией является построение идеального общества на земле или окончательное искоренение тех или иных знаковых пороков общества. Ведь невозможно коренным образом преобразить внешний мир, оставаясь внутри под властью греха. Это все равно, что пытаться точно поразить цель из ружья с изогнутым дулом и безнадежно сбитым прицелом. Однако то, что неподвластно человеку, возможно Богу. Господь даровал всем нам возможность вырываться из духовной блокады, которой опутал нас грех. Именно через Причастие, реальное единение человека с Богом, мы получаем сверхъестественные силы и энергию не только для борьбы, но и для победы над всем тем злом, что сокрыто у нас внутри. Этот дар воистину бесценен. И получить его можно только в Церкви.
  20. ХРИСТОС ВОСКРЕС! Преподобний Силуан Афонський вчить, що молитва – це найважча справа на землі. Чому так? У всіх нас є маленький чи великий досвід, з якого ми знаємо: щойно ми починаємо молитися, у нас розсіюються думки, на тіло нападає важкість, а хтось знаходить для себе тисячу справ, лише б не звертатися до Бога. Багато людей вважають молитву марнуванням дорогоцінного часу. Хтось навіть у святому вівтарі постійно розмовляє чи копирсається в айфоні. Щоб всіх цих вад позбутися, треба докласти чимало зусиль. Не даремно преподобний Силуан каже, що молитися – це все одно, що кров проливати. Ще важче, ніж молитися – встановлювати добрі братерські стосунки з нашими ближніми і дальніми. Зазвичай через самолюбство стосунки мають іудейський (око за око, зуб за зуб; ти – мені, я – тобі) або язичницький (поганський) характер (якщо в мене є влада, гроші й сила, то мені все можна й жоден закон не перепона. За добро, що я зробив для тебе, ти маєш відплатити сторицею). Все це не лише не по-християнськи, а й не по-людськи. Святі Жінки-Мироносиці, пам’ять яких ми нині вшановуємо, демонструють кожному з нас справжні християнські взаємини. Жінки дуже рано, ще до сходу сонця, в неділю поспішають до гробу Ісуса. Вони йдуть помазати тіло Ісуса дорогим миром і ще не знають, що Христос воскрес, лише стурбовані тим, хто відвалить великий камінь, яким закрито вхід. Тоді здавалося, що весь світ відвернувся від Христа: найближчі учні розбіглися, один із них зрадив Його за тридцять срібників, інший тричі зрікся. Люди чекали на Месію, який знову зробить Ізраїль могутньою державою. Хто міг впевнено визнати його Знесиленого, Розіп’ятого на Хресті серед розбійників? Чи варто взагалі було про Нього пам’ятати? Святі жінки не забули, не зневірилися, не знехтували. Ось гідний приклад для наслідування. Треба вчитися любити й поважати не лише тих, хто має владу, гроші й силу, а й знесилених, знеславлених, немічних, від кого, здається, ми не можемо отримати зиску. Бо тільки коли ми так вчиняємо – стаємо справжніми християнами. Корисливі відносини перетворюють християнство в міф. Коли інші люди не помічають в нас самозречення, тоді вони з великою ненавистю ставляться до всіх християн, до наших храмів, символів і вважають нас лицемірами. Пам’ятаймо про це. Згадаймо слова Христа: «З того дізнаються всі, що ви Мої учні, коли любов матимете між собою» (Івана 13:35). Низький уклін тим жінкам, які, незважаючи на важкий трудовий тиждень, поспішають в недільні та святкові дні до храму Божого. Велика похвала матерям і бабусям, котрі терпеливо привили любов до Церкви своїм дітям та онукам. Хочеться назвати святими сповідницями й мученицями тих жінок, які попри великий спротив оточуючого, іноді дуже агресивного середовища, зуміли привести в храм своїх (зазвичай скептиків і п’яниць) чоловіків, рідних і близьких. Ви сучасні жінки-мироносиці! Лише тут, у храмі Божому, сердечно розкаявшись у своїх гріхах, ми можемо зруйнувати стіну відчуження між нами й Богом, а також між нами та ближніми. Лише молитва, як би важко не було нам її звершувати, навчить нас ставитися один до одного не корисливо, а даруючи справжню нелицемірну і самовіддану любов. Молитва – вчителька любові. Амінь! ХРИСТОС ВОСКРЕС!
  21. Щиро вдячний за привітання, особливо за метелики.
  22. Ми бажаємо , Вам щастя стільки , Скільки зірочок на небі сяє! І нехай життя Ваше завжди Янголи і Бог охороняють. Ми бажаємо,щоби кожен день Був таким чарівним,наче казка. І нехай насамперед у ній Запанує світло й Божа ласка. Ми бажаємо, щоб в Вашій душі Радісно метелики кружляли! Від усього серця ми Вас З Днем Народження поздровляєм!
  23. Любий наш, вельмишановний батюшка! Вітаємо Вас з цим чудовим днем! І зичимо Вам міцного здоров'я на многії літа Вашого плідного життя! Наша любов до Вас безмежна, хоча й досить ще далека від тої абсолютної любові, якій навчаєте нас Ви своїм життям і прикладом! Пробачте нас за нашу недосконалість і прийміть наші вітання з побажаннями довгих й щасливих років під покровом Матінки Божої та з непристанною допомогою Господа нашого! Всіх благ Вам, дорогий наш отець Іоанн!
  24. Дитяча Недільна Школа

    до
    Вітання з Святом ЖІНОК-МИРОНОСНИЦЬ (після літургії).
  25. Дитяча Недільна Школа

    до
    Генеральна репетиція до Свята Жінок-Мироносниць.
  26. В один момент наших близких не станет. Какой смертью они умрут, если смерть утратила свою власть над душой? Рассуждения на Радоницу архимандрита Сильвестра (Стойчева), профессора КДАиС. Девять дней назад была Пасха. Все еще звучит пасхальное «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ»… Смерть попрана. Ад разорен. Сила диавола упразднена. Но… но люди продолжают умирать. Люди умирали до Христа и умирают сейчас… И ад… тот ад, о котором пелось в богослужебных песнопениях, что он остался пуст, тоже не исчез, он продолжает существовать. Почему так? Почему смерть существует? Почему ад хотя попран и разорен, но существует? Почему? Смерть продолжает существовать, но это уже не такая смерть. Она также продолжает собирать свою жатву. Она также неумолима и всеобща. Она также не естественна для нас, потому что Бог смерть не создал. Но все же она уже не та… Она властна над телом, вернее, над соединением души и тела, разлучение которых друг от друга и есть смерть, но не властна над душой, над ее состоянием. Смерть уже не есть прямой лифт в шеол, по которому в ад спускались и праведники, и грешники. Этот союз, взаимосотрудничество смерти и ада, упразднен Христом. Смерть властна разъединить душу и тело, но она утратила свою власть над душой… Она стала только переходом в мир иной. Конечно, для грешников смерть до сих пор – спуск в ад, но для многих поколений христианских святых смерть – это переход к Богу. Святые не боялись смерти. Они шли на смерть с радостью. И верили, что за вратами смерти их ждет Христос. Поэтому святые… ожидали смерти. Уже апостол Павел так ярко говорит об этом измененном отношении к смерти: от страха и ужаса до ожидания ее «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1:22). Смерть для христианина – это возможность быть со Христом, быть постоянно с Ним, не отвлекаясь, не отклоняясь, не рассеиваясь… но только быть с Ним. Умереть во Христе, чтобы и воскреснуть с Ним… Мы веруем в бессмертие души, но самое главное – мы верим в воскресение умерших. В нашем Символе веры ничего не сказано о бессмертии души, но исповедуется «Чаю воскресения мертвых». Почему так? Думаю, что ответ следующий: в античном мире, где проповедовали апостолы, все (или почти все) верили в бессмертие души. А вот в воскресение умерших… Это именно библейское откровение. Что необычного в том, что христиане верят в бессмертие души? В это же верили и древние греки. А вот в воскресение греки уже не верили; именно эта часть христианской проповеди вызывала у них… даже не неприятие, скорее, насмешку. Вспомним речь апостола Павла в ареопаге: «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17:32). Ад тоже не исчез. Попран. Разорен. Опустошен. Но продолжает существовать. Почему Христос, победитель ада, не уничтожил его полностью, не разложил до начальных пылинок, не вернул в небытие? Как ни страшно это прозвучит, но ад продолжает существовать потому, что даже с момента, когда Христос вывел души умерших из преисподней, есть те, кто достоин ада. Ад существует потому, что существуют те, кто достоин ада… Вспоминаются рассуждения одного литературного персонажа, которые уместно привести для иллюстрации этого утверждения. Два героя беседуют на вечные темы: Бог, человек, душа, ад, рай. Один из них выражает сомнение в существование всего… кроме ада. На недоумение своего собеседника человек отвечает, что за свою жизнь видел столько злых, жестоких, несправедливых, алчных людей, что пришел к мысли: не может не существовать места, где все эти люди были бы собраны вместе со всем своим злом и ненавистью, поэтому ад должен бытовать. Аргументацию эту, конечно, можно оспорить. Но суть в верном понимании того, что есть люди, которые не принимают добра, не желают сотворить его, у них другие идеалы, цели и желания: «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). Это не осуждение. Не вынесение приговора. Это только констатация факта: есть люди, которые «возлюбили тьму». Они не хотят быть с Богом. Они не хотели этого всю свою жизнь. Для них все, что касалось пути к Господу, казалось тусклым, скучным, ненужным, надуманным. И вот случилось то, что произойдет с каждым из нас. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). И там, за порогом смерти, их не ждут сковороды или печи. Их ожидает место, к которому они сознательно готовились всю свою жизнь. Место, где нет Бога… Я не имею в виду, что есть места, где Бога нет в Его энергиях. Ведь Он вездеприсутвующий. Я акцентирую на том, что нет опыта присутствия Бога. Есть опыт, когда человек не видит в своей жизни Промысла Божьего. И этот связан с унынием, отчаянием, потерей смысла жизни, в общем, с тем, что сейчас можно назвать хорошо известным феноменом – депрессией. Так вот ад – это место тотальной депрессии. Но почему Бог не может взять и спасти этих людей? Вот так по своему всемогуществу сделать, чтобы все сразу прямиком в рай?! Все очень просто. Или, наоборот, все очень сложно. Если всех жильцов ада переместить в рай – он станет для них адом. Да. Именно так. Потому что ад, прежде всего, – это состояние души и только потом место. Вспомним известные слова Христовы «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20–21). Так вот его антипод, ад, тоже внутри нас есть… С адом внутри нас райские обители не будут приносить никакой радости. Объясню свою мысль на одном примере. Вот, наверное, у каждого или почти у каждого есть в окружении тот, кто склонен к депрессии. Пытались вывести такого человека из этого состояния? Дарили цветы, прогуливались на свежем воздухе, выезжали на природу, дарили подарки, веселили? Помогло? Я имею в виду радикально, не на два-три часа… Согласитесь, что вещи, приносящие радость большинству людей, человеку в депрессии такой радости не доставляют. Потому что наше внутреннее состояние определяет наше восприятие происходящего. Есть то, что Бог никогда не нарушит. Свободу человека. С Творцом нельзя быть не по своей воле, вопреки своему желанию. Отдаленность от Него тоже бывает разной. Не только праведники друг от друга отличаются (1 Кор. 15:41), но и не праведники грешат по-разному. Грехи отличаются разной степени силой. Закоренелость во грехе у людей разная. Потому и состояние их тоже разное. Есть немало и тех, кто и в Бога верит, и к Церкви принадлежит, но живет жизнью, не всегда соответствующей Евангелию, а значит не стяжавший того состояния внутри себя, которое можно назвать святостью. Что его ждет после смерти? Апостол Петр говорит: «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4:18). Не в рай же попадет такой человек, очевидно… Церкви остается только молиться. И она молится о своих усопших. За гробом невозможно покаяние. Невозможно потому, что «покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни», но жизни уже нет и исправление невозможно. Тогда зачем молиться? Все дело в том, что за этим вопросом «зачем?» таится какое-то практическое отношение ко всему, что мы делаем. Я делаю это затем, потому что будет такой-то результат. И ко всем вещам нам свойственно относиться с точки зрения предполагаемого результата. Если его нет или он не очевиден, то мы прекращаем работу. Но все дело в том, что этот практический принцип не всегда правильный. Мы можем что-то делать не потому, что предвидится результат, а потому, что это правильно. Вот, скажем, кто-то хочет всегда быть честным, постоянно говорить правду. Зачем? Разве это поможет лично правдолюбцу? Как правило, бывает наоборот. Может, это изменит лжецов вокруг? Очевидна наивность такой мечты. Тогда зачем быть честным, если практического результата нет или он минимален. Или совсем не очевиден? И все же стремиться к честности нужно, потому что это правильно. Да, Церковь говорит, что покаяние за гробом невозможно, и Она же молится об усопших. Молиться не только правильно для Церкви и для всех ее членов, молитва является естественным деланием Церкви. Церковь молится и о живых, и об усопших. Церковь молится о живых и мертвых потому, что это проявление Ее любви. Кого мы поминаем в своих молитвах? Наших родных и близких. По какой причине? Потому что мы их любим. Ведь очевидно, что многие наши родные и близкие являются невоцерковленными, большинство из них вообще настроены отрицательно. Но мы молимся. Молимся годами, молимся десятилетиями. А они все не воцерковляются, все живут по стихиям мира… но мы продолжаем молиться. Продолжаем, даже несмотря на то что результата нет, что, возможно, и не будет, но мы молимся потому, что продолжаем любить наших родных и близких. И в один момент наших близких не станет. Они умрут. Что поменяется в нашем отношении к ним? Ничего! Разве наша любовь к ним перестанет существовать после их смерти? Никак! И если мы молились о них при жизни, то почему должны перестать молиться о них после смерти? Ведь когда они были живы, наши молитвы считались проявлением нашей любви к ним, однако и после смерти любовь осталась, никуда не исчезла, и мы продолжаем молиться о наших близких, которые уже не с нами. Конечно, можно возразить, что при жизни есть надежда на исправление, потому есть молитва, а после смерти нет надежды на исправление, потому и молитва не нужна… Однако при этом упускается один важный момент. Мы исповедуем воскресение мертвых, то есть сейчас души и праведников, и грешников находятся в определенном состоянии предвкушения блаженства или мучений. Человек получит полную меру только в теле. Мы все воскреснем. Потому что быть человеком – это обладать и душой, и телом. Мы созданы сразу как соединения души и тела. Не было времени, чтобы душа предсуществовала нашему телу, и не было времени, чтобы тело предсуществовало нашей душе. Человек изначально, сразу, с первых секунд зачатия – из души и плоти. И в это естественное свое состояние мы все вернемся в воскресении. И тогда наступит «суд Христов», когда «соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф. 25:32). Господь Иисус Христос будет судить живых и… умерших: «будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» (2 Тим. 4:1). Судить мертвых. Зачем судить тех, кто уже был судим, судить тех, кто уже находился в определенном состоянии. В канонической традиции Церкви действует правило: за одно и то же два раза не судят. Нельзя наказать за одно и то же дважды. Тогда зачем суд, Страшный суд? Позволю себе привести аналогию из светского судопроизводства, в котором возможна амнистия. Свт. Феофан Затворник говорит, что на Страшном суде Господь не будет искать, как осудить, а наоборот – как оправдать людей. Наш Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). И Он хочет, чтобы все люди познали Истину. Он ради этого Воплотился, умер на Кресте и Воскрес. Да, за гробом нет покаяния, но это не означает, что для умерших не существует Божьего милосердия. Вспомним разбойника, исповедавшего Христа перед смертью. Разве он мог исправить свое житие? Разве у него была возможность начать жизнь заново? Очевидно, что нет. Но только признание себя грешником и вера во Христа были достаточными, чтобы умирающий на кресте Бог дал ему прощение. Церковь молится об умерших в надежде, что они в день Страшного суда будут помилованы по милости Божьей и по молитвам Церкви. Мы верим, мы знаем, что наш Бог есть любовь, и ради спасения душ умерших Он уже сходил в ад. Мы надеемся, что в день судный Бог помилует тех, о ком Церковь молилась. И потому Церковь совершает дело любви – молится о своих усопших в надежде, что в день Всеобщего Воскресения Господь Иисус Христос совершит суд, суд милостивый. Архимандрит Сильвестр (Стойчев)
  27. О спасении

    «Многие говорят о спасении, многие желают спастись; но если спросить их, в чем заключается спасение, то ответ для них делается очень затруднительным. Не беда, если бы дело оканчивалось одной затруднительностью в ответе! Нет: вредное последствие, истекающее отсюда, очень значительно. Незнание, в чем состоит спасение, сообщает действиям нашим на поприще добродетели неопределенность, неправильность. По-видимому, мы делаем много добрых дел; но, в сущности, делаем очень мало дел для спасения. Отчего это? Ответ очень прост: оттого, что не знаем, в чем состоит спасение наше. Чтобы знать, в чем состоит спасение наше, надо знать наперед, в чем состоит наша погибель, потому что спасение нужно только для погибших. Ищущий спасения, этим самым по необходимости признает себя погибшим: иначе для чего бы ему искать спасения? Погибель наша совершилась через уничтожение общения нашего с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными духами. Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаной и в восстановлении общения с Богом». Святитель Игнатий Брянчанинов.
  1. Загрузить больше активности