• Объявления

    • Мысив Макарий

      Мы рады приветствовать вас на нашем форуме!   26.10.2016

      Мы рады приветствовать вас на нашем форуме!   Целью создания нашего форума является общение. Форум еще будет дорабатываться и претерпевать некоторые изменения функционального плана. Просим Вас ознакомиться из структурой проекта:   Из чего состоит форум?             1. Непосредственно сам форум. Технический раздел будет извещать Вас о различных нововведениях, а так же здесь вы можете оставить свое предложения или пожелание по сайту и форуму. Воскресная школа. В этом разделе будет размещаться вся информация по обучению, объявления и новости, обсуждение лекций и тем по предметам, а также, приниматься на рассмотрение ваши пожелания и замечания связанные с школами. Главный раздел. Форумы для обсуждения богословских, церковно-практических и других вопросов, а так же литературы. Разное. Название раздела и созданные форумы говорят сами за себя.  Если для вашей темы нету соответствующего раздела, создайте её в разделе "Оффтоп", возможно, мы упустили его из виду и обязательно исправим ситуацию. 2. Галерея. Станет доступной в ближайшее время, по заполнении. 3. Календарь. Это дополнение к форуму будет извещать Вас о различных мероприятиях. 4. Файлы. Создан в дополнение ко всем форумам для структуризации материалов. Добавлять файлы может исключительно администрация. 5. Блоги. На данный момент создавать блог могут наши модераторы, преподаватели и священнослужители. Вопрос о дальнейшем расширении этого приложения будет решаться в будущем. 6. Вопросы священнику. Данная ссылка навигации ведет прямиком в раздел "Вопросы священнику". Учтите, все вопросы в данном разделе будут проходить модерацию. 7. Администрация. Включает в себя священноначалие, директорат воскресных школ и преподавателей.   Всем приятного времяпровождения! Регистрируясь, вы автоматически соглашаетесь со всеми правилами ресурса. И помните: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12: 36)
    • Мысив Макарий

      Зачем регистрироваться?   30.10.2016

      Регистрация необходима для создания тем, загрузки материалов и комментирования. Приступить к регистрации
Georg

Что такое предопределение? Соответствует ли предопределение Библии?

8 сообщений в этой теме

Послание к Римлянам 8:29-30 говорит нам: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Ефесянам 1:5 и 11 продолжают: «Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей… В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей». Многие люди критикуют доктрину о предопределении.

Вопрос: является ли предопределение библейской доктриной? Что значит предопределение согласно Библии?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

   Согласно православному учению, которое основано на Библии, учении святых отцов и определениях Вселенских Соборов, - Бог все знает, но не все предопределяет. Как же следует это понимать? Как соотнести всеведение Божие и предопределение? Затронутый вами вопрос является одним из сложных вопросов, который в частном порядке сводится людьми к понятию о судьбе, которое является "предметом" не воодушевленным, а значит не может влиять ни на что. Нам же, православным христианам, следует разобраться с предвидением и предопределением. Как уже было сказано: Бог все знает, но не все предопределяет. Т.е. Бог наперед знает то, что в нашей власти, однако не предопределяет этого. Бог, что естественно, не желает, чтобы случалось в мире зло, однако Он и не принуждает кого-либо к добродетели. С этого следует, что предопределение суть дело Божественного повеления, которое соединяется с Божественным предвидением. Конечно, мы сейчас затрагиваем предопределение и предвидение Божие касательно человека, а не всего мироздания и его поддержание. 

   Сама же добродетель существует в человеческой природе от Бога, т.к. Сам Бог - Начало и Причина всякого блага, поэтому всякому благу Бог вспомоществует. Однако во власти человека сделать выбор: пребывать ли в добродетели и следовать предвечному замыслу Творца о добре во всем, последовать за Богом, или оставить таковую, т.е. последовать греху, а значит за дьяволом, который без принуждения к этому призывает. Ведь любой порок является ничем иным как удалением от добра. Сам порок противен природе человека, поэтому, если человек отходит от добра, которое является согласным его природе, и делает зло, то человек, неверно используя свою свободную волю, является противником своей природы, а значит и противником самому себе. 

   Предвидение Божие видно уже на первых страницах Библии. Создав человека Бог, обладая предвидением, знал, что тот может преступить закон, а значит не будет иметь возможность вкушать плоды древа жизни, т.е. станет тленным. Именно поэтому сотворил из него жену, помощницу ему, чтоби после возможного преступления закона человеческий род сохранился. Как видим, даже в этом эпизоде Библии, обнаруживается предвидение Божие. Бог дал человеку независимую волю, но дал и закон. Эту волю Он не отбирает, однако как Всеведущий Бог знает, что человек может уклониться от закона, и делает то возможное, чтобы человеку не погибнуть. 

    Т.о., предвидение Божие - это знание Богом от вечности действительного и условного будущего. Предопределение же - это Божественное решение, которые подлежит исполнению. Если с предвидением все ясно, то как соотнести предопределение Божие и свободную волю в человеке? Попробуем разобраться. 

   Если согласиться со всеобщим предопределением, тогда отпадает всякая необходимость в усилиях человека. Ведь зачем стремиться в какому-то совершенству и делать добро, когда уже все решено за человека? Но имея разум и анализируя свой обычный день, нам не составит труда понять, что решения в конкретных ситуациях мы принимаем сами, т.е. реализуем свою свободную волю. Именно мы сознательно выбираем между добром и злом, любовью или ненавистью, принимать Бога или отвергать Его. Согласно православному учению, Бог пребывает в вечности, т.е. вне нашего времени и пространства. Ведь как Бог может не быть вечным? В этой вечности Бог видит весь мир как раскрытую книгу. Только если человек раскрыв книгу видит 2 страницы, то Бог видит всю книгу целиком: от начала и до конца - прошлое, настоящее и будущее одновременно. Бог все видит и знает, однако не нарушает нашу свободу. Знать и планировать - это разные вещи. Поэтому Господь знает абсолютно все бесконечные варианты развития событий, но человек волен сам выбирать какой-то единственный путь в каждой ситуации.

   Таким образом, мы пришли к тому, что какой-либо неизбежности не существует, а человек абсолютно свободен в своих действиях.

   "Православное исповедание" говорит нам о том, что предопределение является определением частным, т.е. оно и определяет, что должно быть. Однако определяет только добро, а не зло, потому что если бы оно определяло зло, то это было бы противно естественному свойству Бога - благости.

   Библия говорит нам о предопределении Божием некоторых народов на истребление. Вспомним книгу Ионы: "И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе ... и начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого ... И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел" (Ион.3:1-2; 4-5; 10). 

   Я думаю, что приведенный эпизод из книги пророка Ионы, как нельзя лучше иллюстрирует то, как следует понимать предопределение Божие. Бог в данном случае предвидел, что народ Ниневии может укорениться во зле, однако у каждого представителя этого народа есть свободная воля, и те могут отойти от зла. Когда же увидел Бог, что народ от зла не уклоняется, то предопределяет их на бедствие, однако дает еще шанс через пророка Иону. Народ услышал пророка, и Бог отменил предопределенный ранее суд на них. Конечно, можно сказать: "А выше же было сказано, что зло противно Богу, как же Он может предопределить народ на истребление?" Однако все дело в том, что это мы принимаем только предопределение Бога об истреблении как некое зло, так же как и за зло принимаем различные природные катаклизмы, т.е. все то, что по нашему мнению выходит за рамки "нормальности" и обычной жизни. Но почему-то человек практически не замечает эту ненормальность, когда зло творит сам, он лишь делает то, что хочет. Поэтому то, что делает Бог, всегда является благом. Не истреби Господь Содом и Гоморру, и этот народ распространившись бы морально уничтожил еще десятки тысяч людей. В любом случае, не нам лезть в дела Божии, а следует принимать все, что Он посылает нам, потому что: "Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Ис.55:8-9).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласно Посланию к Римлянам 8:29-30, Бог предопределил, что отдельные люди будут соответствовать подобию Его Сына, будут призваны, оправданы и прославлены. По сути, Бог предопределил, что отдельные люди будут спасены. Многочисленные тексты Священного Писания говорят об избранных верующих во Христа (Матфея 24:22, 31; Марка 13:20, 27; 1 Петра 1:1-2, 2:9; 2 Петра 1:10; Римлянам 8:33, 9:11, 11:5-7, 28; Ефесянам 1:11; Колоссянам 3:12; 1 Фессалоникийцам 1:4; 1 Тимофею 5:21; 2 Тимофею 2:10; Титу 1:1). То есть Бог в Своей высшей власти избирает определенных людей к спасению. 

52 минуты назад, Мысив Макарий сказал:

Таким образом, мы пришли к тому, что какой-либо неизбежности не существует, а человек абсолютно свободен в своих действиях.

Значит это не совсем так?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, Georg сказал:

Значит это не совсем так?

 

   Это совсем так. Человек действительно абсолютно свободен в своих действиях. Опять-таки, делаю акцент на том, что предопределение связано с предвидением Божиим. Тут очень тонкая грань, поэтому предопределение нужно понимать правильно. "По Своему предвидению Бог знает те помышления, слова и дела, которые, по причине свободного произволения, в нашей власти и зависят от нас. Исходя из этого, - предопределяет, что должно случиться с нами, независимо от нашей воли" - говорит свт.Игнатий (Брянчанинов). 

   Все наши добрые и злые деяния зависят от нашего произволения; не в нашей же власти - наказания и бедствия, которые случаются с нами, так же и противоположное этому не в нашей власти. Ведь мы действительно не имеем власти над болезнью, которая постигла нас, или над самим здоровьем, а только над условиями, которые причиняют болезнь или сохраняют здоровье. При этом как причиной болезни является грех, так и воздержание от греха сохраняет от болезни.

Бог хочет чтобы спаслись все. Как я говорил ранее, Бог зла не творит, и более того, Он не является создателем зла. Нет людей, которые были бы предопределены Богом к погибели не за их собственные дела, а как бы без оснований от рождения. "Бог всем хочет спастись и в познание истины прийти" (I Тим.2:4). Все люди призваны ко спасению. Предопределение Божие основывается на том, что выбирает в жизни сам человек - благо или зло.

   Против таких понятий как "судьба" и "рок" в своих сочинениях писал святитель Иоанн Златоуст: "Если есть рок, то нет суда; если есть рок, то нет веры; если есть рок, то нет Бога; если есть рок, то нет порока; если есть рок, то напрасно, все без пользы делаем и терпим: - нет похвалы, нет порицания, нет стыда, нет позора, нет законов и нет судилищ." "Не будем приписываться управление миром демонам; не будем думать, что о настоящих делах никто не промышляет; не будем противопоставлять промыслу Божию тиранию какого-то рока или судьбы. Все это преисполнено богохульства".

   Бог, как Всевидец, видит будущее человека в зависимости от его решений. Бог знает, каков будет итог каждого из этих решений, т.е. в данном случае предопределяет, однако, если человек все же изберет благое, то итог такового решения, т.е. предопределения, будет другим. Но предвидение и предопределение Божие никогда не ограничивает свободу воли человека, так же как и не диктует необходимость действий для человека. 

   Касательно вновь приведенной вами цитаты Рим.8:29-30: "Чей выбор Бог предведал, тех Он предопределил. Предопределив - призвал; а затем, призвав, оправдал через крещение. Оправдав - прославив, назвав их сынами и даровав благодать Святого Духа. Однако не предвидение является причиной этому. Не предвидение сделало этих людей такими, но Бог задолго предвидел то, что Будет, потому что Он - Бог" - говорит блаженный Феодорит Кирский. Бог видит жизнь человека как на ладони и предвидит, что конкретно этот человек изберет благую жизнь; и так Бог предопределяет для него лучшую участь, однако это не судьба и не рок, а естественный итог действий человека. И даже живя благочестивой жизнью, за что человек предопределяется Богом к наследованию жизни райской, человек волен отойти от делания добра, и обратиться ко злу, т.е. лишить себя предопределения к блаженной жизни. Человек или спасется или погибнет, одно из двух, но ни то, ни другое, не определено наперед. Так же хочу опять привести слова преподобного Иоанна Дамаскина: "Следует иметь в виду, что Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели. Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предвидении. Бог, во Своему предвидению, предопределяет то, что не находится в нашей власти; ибо Бог уже предопределил по Своему предвидению все так, как того требует Его благость и справделивость". Однако вновь акцентирую - человек волен сам выбирать свой путь.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Благодарствую за столь подробный, хотя несколько запутанный ответ. Понятия судьбы и рока касаются этой темы, но не об этом шла речь. 

 

В 12.01.2017 в 10:08, Мысив Макарий сказал:

Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предвидении.

 

Слова Иоанна Дамаскина очень точно излагают суть моего вопроса и, как мне кажется, не противоречат ни факту свободного выбора человека ни тому, что Бог в Своей высшей власти избирает определенных людей ко спасению. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
21 час назад, Georg сказал:

...подробный, хотя несколько запутанный ответ. Понятия судьбы и рока касаются этой темы, но не об этом шла речь...

   Как по мне, то ответ изложен в очень даже доступной и лаконичной форме. А вопрос судьбы и рока, как вы верно заметили, не только касается этой темы, но и являются важными сегодня как никогда. Во всех СМИ с завидной настойчивостью навязывают людям информацию об 100% возможности предвидеть будущие события и, даже, предупредить и изменить их всякого рода магическими путями. Гороскопы, экстрасенсы, бабки, дедки и прочие им подобные рассказывают о роке и судьбе, как о существующем факте. Люди массово введены в заблуждение. Посему, это, на первый взгляд, отступление от конкретного вопроса как нельзя кстати. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
30 минут назад, Андрей Мельниченко сказал:

Очень сложные темы подымаются) тут бы в чем-то простом разобраться)

Задавайте интересующие Вас вопросы, создавайте темы. Не стесняйтесь ;)

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу