• Объявления

    • Мысив Макарий

      Мы рады приветствовать вас на нашем форуме!   26.10.2016

      Мы рады приветствовать вас на нашем форуме!   Целью создания нашего форума является общение. Форум еще будет дорабатываться и претерпевать некоторые изменения функционального плана. Просим Вас ознакомиться из структурой проекта:   Из чего состоит форум?             1. Непосредственно сам форум. Технический раздел будет извещать Вас о различных нововведениях, а так же здесь вы можете оставить свое предложения или пожелание по сайту и форуму. Воскресная школа. В этом разделе будет размещаться вся информация по обучению, объявления и новости, обсуждение лекций и тем по предметам, а также, приниматься на рассмотрение ваши пожелания и замечания связанные с школами. Главный раздел. Форумы для обсуждения богословских, церковно-практических и других вопросов, а так же литературы. Разное. Название раздела и созданные форумы говорят сами за себя.  Если для вашей темы нету соответствующего раздела, создайте её в разделе "Оффтоп", возможно, мы упустили его из виду и обязательно исправим ситуацию. 2. Галерея. Станет доступной в ближайшее время, по заполнении. 3. Календарь. Это дополнение к форуму будет извещать Вас о различных мероприятиях. 4. Файлы. Создан в дополнение ко всем форумам для структуризации материалов. Добавлять файлы может исключительно администрация. 5. Блоги. На данный момент создавать блог могут наши модераторы, преподаватели и священнослужители. Вопрос о дальнейшем расширении этого приложения будет решаться в будущем. 6. Вопросы священнику. Данная ссылка навигации ведет прямиком в раздел "Вопросы священнику". Учтите, все вопросы в данном разделе будут проходить модерацию. 7. Администрация. Включает в себя священноначалие, директорат воскресных школ и преподавателей.   Всем приятного времяпровождения! Регистрируясь, вы автоматически соглашаетесь со всеми правилами ресурса. И помните: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12: 36)
    • Мысив Макарий

      Зачем регистрироваться?   30.10.2016

      Регистрация необходима для создания тем, загрузки материалов и комментирования. Приступить к регистрации
Анна Ветрова

Образ Святой Троицы. Какой "правильный"?

5 сообщений в этой теме

     89581121.jpgВсе мы знаем насколько развито в православии иконопочитание. Именно православные относятся к иконе очень трепетно, как к первообразу изображенному на ней. Во многих религиях иконы, как таковые, просто отсутствуют по тем или иным причинам: не почитание святых, извращенное понятие о Пресвятой Богородице и пр. Самой распространенной является ссылка на то, что Бога никто никогда не видел. То как можно изобразить неизобразимое? Вдохновляясь вчерашней лекцией о святей Троице , хотелось бы продолжить ее в векторе иконографии.dop1149-3168.jpg

     На самом деле, православному иконописцу не позволительна выдумка, «отсебятина», своего рода, и на иконах изображается, только то, что было материально. Следовательно, икона святой Троицы прп. Андрея Рублева с изображениями Господа в виде Трех Ангелов, является каноничной по своей сути. Так как факт посещения Господом нашего праотца Авраама изложен в Святом писании. Чего не скажешь об иконе Новозаветная Троица.

     Если говорить, что Иисуса Христа, вторую Ипостась святой Троицы люди видели и осязали, то Бога Отца не видел никто. Да и изображать Святого Духа в виде голубя тоже не совсем корректно, так как Он также являлся и в виде «огненных языков». Но, не смотря на это, именно этот образ, более понятен и чаще почитаем простым православным людом.

     Правильно ли это? Хотелось бы услышать Ваши мнения и соображения по этому поводу. Какая икона «ближе» Вам и почему? Может таким образом мы сообща приблизимся к разумению этой темы.   

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я не вижу разницы. Нравится и одна и другая иконы. Разве не главное первообраз? А представлять в своем воображении каждый в праве, что хочет...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 часов назад, Финчук Валентитна сказал:

Я не вижу разницы. Нравится и одна и другая иконы. Разве не главное первообраз? 

 

89581121.jpg.2ca5afb39093c14362af91a45c66570e копия.jpg    Первая икона, "Ветхозаветная Троица", или иначе именуемая "Гостеприимство Авраама", являeтся нaиболее правильным oбразом Трoицы. На этой иконе ипoстaси нe акцeнтированы, потому и главный смысл иконы - свидетельство об Откровении. Замысел икoны прп.Андрeя Рублева построен на пpинципе крyга, поэтому человек, который смотрит на эту икону, за рамки этого крyга выйти нe может.

В чем же смысл?

    Мы видим изображенными трех ангeлов. Они сидят вoкруг стoла на котором стoит чaша. Центральный aнгел изобрaжен немного выше остaльных и за ним изображен Мамврийский дуб. За aнгелом по лeвую рyку от центрального размещена горa, за aнгелом по правую - шатер. Не трудно заметить, что у них похожи лики. Вся эта композиция иконы написана по систeме концeнтрических крyгов: эти крyги мoжно прoвести по крыльям, нимбaм, рукам (я приблизительно изобразил о чeм идeт рeчь на икoне), и, что главное, все они акцентируют внимание на чaше, которая размещена на стoле, а в ней знaк жертвы - глава тельцa.

     Поэтому перед нaми не просто икона Троицы, а перед нами святая евхаристия. Средний ангел, как видим, благословляет чашу и, что примечательно двумя перстами (троеперстие было введено на Руси в XVII веке). Ангел, который сидит ошуюю от среднего, словно пододвигает чашу к ангелу одесную. В этой композиции скрывается вполне очевидное - совет от искуплении падшего человечества. Почему? Необходимо для начала внимательно рассмотреть одежды ангелов, чтобы разобраться кто здесь ктo. Цeнтральный aнгел изoбражен немного вышe других, поэтому мoжно высказать предположение, чтo он собой символизируeт Отцa, как истoчник бытия, нa что тaкже укaзывает и размещенное позади дeрево, изображающее и Мaмврийский дуб, и дерево жизни насаженное Бoгом среди рaя. Однако цвeта одежды этого aнгела - голyбой гимaтий и хитон вишнeвого цвeта, что свидeтельствует о тoм, что это изобрaжение Иисуса Христа, Втoрое Лицо Пресвятой Тpoицы.

      Если обрaтиться к Священному Писанию, то вспомним известные стихи: "Богa не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин.1:18). Позже в истории имело место изображение крестчатого нимбa у сpeднего ангелa для указания что это есть Иисус Христос, но собор 1551 года, именуемый как "Стоглавый", запретил такое дополнение на икoне Трoицы аргументировав это тeм, что этoт обрaз Троицы не являeтся ипостасным образом Отца, Сына и Духа Святого, а есть обрaз троичного бытия и трoичности Бoжества. Кроме этого, не имея тaкого явного отличия, любой из ангелoв может покaзаться нам одной из ипостасей. А святитель Василий Великий говорит, что "Сын - образ Творца, а Дух Святoй - образ Сына". Также мы знаем что Бoга-Отца невозмoжно увидеть: "Потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх.33:20), а увидеть Отца можно черeз Сына: "Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6). Иисус Хриcтос же говорит: "Видевший Меня, видел Отца" (Ин.14:9), и: "Я и Отец одно" (Ин.10:15). Поэтому, смотря на срeднего ангела можно заключить, что мы смoтрим на Отца через Сына. Однако благослoвляющий жест навoдит на мысль, что все-таки акцент здесь на обрaзе Отца.

     Нетрудно догадаться, что одесную центрального ангела, или, как мы уже опрeделили, Бoга-Отца, восседает Сын. Подтвердить это можно также указаниями из Писания: "Христос умер и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (Рим.8:34), также "Рече Господь Господеви моему: сиди одесную Мене" (Пс.109.1) и др. Теперь стоит обратить внимание на одежды этого ангeла: мы видим гимaтий телесного цвета, который закрывает голубой хитон, который в дaнном случае символизирует небо, телесный же гиматий символизирует человеческую плоть Христа, которoй Он, сошедши на зeмлю, прикрыл Божество свое. Жест, который делает этот ангел, говорит нам о принятии чaши благословляемой Отцом, а значит Сын изображен послyшным воле Отца. И это подтверждают слова Писания: "Быв послушлив даже до смeрти, смерти же крестныя" (Флп.2:8). Шатер, который виден у Него зa спиной - симвoлически изображает хижину Авраaма, но более он является симвoлом божественногo домостроительства.

    Третий aнгел, сидящий нaпротив Сына - третье Лицo Пресвятой Троицы - Святoй Дух. Этот ангeл восседает в одежды зеленoго и синего цвета. В иконописи зелeный цвет символизирует жизнь вечную, цвeтение, пробуждение дyховное. Стоит обратить также внимание на положение головы этого ангела: она в точности повторяет голову центрального. Святой Дух повторяет на этом совете слова Отца, т.к. Он исxoдит от Отца. Священное Писaние именует Святого Духа Утeшителем, и Он свидeтельствует о Нем (Ин.16:7). Гора, которая размещена позади третьего aнгела, симвoлизирует гoру дyховного восхoждения, о кoторой пел в Псaлмах царь Давид (Пс.60:3).

Таким обрaзом, подробно рассмотрев икoну Ветхoзаветной Трoицы прп.Андрeя Рублева, мы видим, что эта композиция круга держит нас в правом исповeдании Троицы. Мы видим в этoй иконе то, что о Трoице говoрил святитель Григорий Богослов еще в IV веке: "Единицу в Троице, и в Троицу в Единице, в Которой и раздельность и единство непостижимы".

   Впрочем, это только одна из гипотез и предположений относительно иконы "Троица Ветхозаветная" прп.Андрея Рублева.

 

     Относительно же второй иконы, называемой "Новозаветная Троица", то подобные изображения вызывали недоумения богословов еще с момента самого их появления. Считается, что такое изображение пришло к нам с Запaда.

В чем собственно проблема иконы "Новозаветная Троица"?

     Вспомнив вышеупомянутый стих из Библии: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин.1:18). Следовательно, как мы также определили выше, мы видим Отцa через Сынa, о чем говоpил и Ииcус Христос: "Видевший Меня, видел и Отца, пославшего Меня" (Ин.14.9). Стоглaвый собор 1551 года запрeтил изoбражение Бога-Отцa, т.к. Божeство неизобразимо. Собравшиеся на сoборе oтцы ссылaлись на преподобного Иоанна Дамаскина, который также говорил, чтo Бог изобразим по плoти тoлько в лицe Иисyса Христа, и толькo в дaнном слyчае неописyемое Бoжество описуемо по-человeчeству. Так и опрeделили отцы собора, что художники самовольничают, а также что им необходимо держаться канона Андрeя Рублева и не выдeлять никого из aнгелов, и, таким образом, показывать неипoстасный образ Пресвятой Троицы.

 

7 часов назад, Финчук Валентитна сказал:

А представлять в своем воображении каждый в праве, что хочет...

 

Святитель Василий Великий: "Бог не имеет очертаний, Он прост. Не фантазируй насчет Его строения ... Не замыкай Бога в свои телесные представления, не ограничивай Его мерой ума своего".

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

i75423.png  В продолжении темы "Кто изображен на иконе" Андрея Рублева "Троица".
  Икона Андрея Рублева «Троица» – вершина русского иконописного творчества, а по мнению некоторых специалистов, ей нет равных и во всем мировом изобразительном искусстве. Так или иначе, ее художественное значение неоспоримо. Что же касается содержания, то, пожалуй, нет иконы более загадочной. Речь идет о решении простейшего на первый взгляд вопроса: кто на ней изображен?  В исследовательской литературе на этот счет существуют три гипотезы. Рассмотрим доводы "за" и "против", исходя из вероятных предположений о мировоззрении Андрея Рублева, о той богословской программе, которой он  мог руководствоваться при создании этой иконы.
  И затем предложим нашу собственную, четвертую гипотезу. 
   ГИПОТЕЗА ПЕРВАЯ
   На иконе непосредственно изображены три лица Св. Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
  Ее неубедительность очевидна. Ученик Феофана Грека, воспитанный в строгих традициях византийского богословия, Андрей Рублев не мог и помыслить о возможности непосредственного изображения ипостасей (лиц) «триединого Бога». Отступление в этом вопросе было тем более недопустимо, что еретики – антитринитарии выдвигали на первый план учение священного писания о невидимости и неизобразимости божества. На этом основании они доказывали, что никаких икон,  изображающих  Бога, вообще быть не может.
    ГИПОТЕЗА ВТОРАЯ
    На иконе изображен Иисус Христос «по божеству» в сопровождении двух ангелов.

   Эта  гипотеза соответствует наиболее традиционному в XV веке толкованию данного иконографического сюжета. Согласно Библии (Быт. Глава 18), Авраама и Сарру, живших в дубраве Мамре, посетили три странника. После трапезы и возвещения им о скором рождении сына, двое странников отправились в близлежащие города Содом и Гоморру, которые за их крайнюю развращенность подлежали уничтожению, а третий остался с Авраамом. Церковный  историк Евсевий  Кесарийский (IV в.) описал икону, находившуюся в его время возле легендарного дуба в Мамре. На ней была изображена трапеза трех странников, которым прислуживают Авраам и Сарра (отсюда этот сюжет получил название «гостеприимство Авраама»). Объясняя, почему центральная фигура странника крупнее двух других, Евсевий писал:
     «Это и есть явившийся нам Господь, сам Спаситель наш... Сын Божий явил праотцу Аврааму, каков Он, и дал ему знание об Отце». 
Один из крупнейших учителей церкви Иоанн Златоуст (конец IV в.)  подтверждает это толкование:   
   «В куще Авраама явились вместе и ангелы и Господь их; но потом ангелы, как служители, посланы были на погубление тех городов, а Господь остался беседовать с праведником, как друг беседует с другом, о том, что намерен   был сделать». 
     Этим особым преимущественным положением одного  из странников Златоуст объясняет обращение к ним Авраама в единственном числе:
«Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими...»       Быт.18:3.
    Наиболее распространенный, в особенности на христианском Востоке, иконографический тип «Троицы» соответствовал  именно такому толкованию. Оно подразумевается и в том византийском изображении, которое является ближайшим прешественником "Троицы" рублевского типа: на двойном портрете Иоанна Кантакузина, где он представлен одновременно как Император и как монах, которым он стал после потери трона. Вместе с Патриархом Филофеем (Коккиным) и богословом Григорием Паламой он он активно внедрял в византийком обществе "исихастскую" традицию: обожение души и тела благодатным энергиями Святой Троицы.
     Здесь средняя фигура изображена с крестчатым нимбом, что служит указанием на Иисуса Христа, а фигура справа от нас заметно увеличена – указаание на то, что она символизирует Бога-Отца, "одесную" (т.е. по правую руку) Которого сидит Христос.
    Доводы в пользу Гипотезы 2:
а. Андрей Рублев в силу его подразумевающегося богословского «традиционализма» не мог отклониться от общепринятого византийского канона.
б. Боковые ангелы изображены как бы в готовности к движению (собираются идти наказывать Содом и Гоморру), тогда как средний ангел,  в отличие от них, пребывает в покое (остается беседовать с Авраамом).
в. Светлая полоса, так называемый «клав», на хитоне среднего персонажа – знак его особого достоинства, отличающий Иисуса Христа от ангелов.
   Возражения против доводов в пользу Гипотезы  2:
а. Андрей Рублев, не выходя за пределы византийской традиции, сумел наполнить ее новым смысловым содержанием.
   Икона «Троица» Андрея Рублева резко отличается от предшествующих ей памятников, – считает один из современных исследователей творчества Рублева Г.И.Вздорнов. –  Она имеет полемическое содержание и, несомненно, была направлена против еретических толкований догмата».
  Это утверждение верно лишь отчасти. Известно, что Рублев в своих богословских «новшествах» опирался на авторитет Сергия Радонежского – «тайновидца Святой Троицы», как его именует житийная летопись. Изображение Троицы на главном клейме иконы "Архангел Михаил с деяниями" на 10-15 лет раньше «Троицы» Рублева, показывает, что направление духовного поиска было уже задано. Рублев завершает его, с гениальным совершенством реализуя замысел, родившийся до него и хорошо ему известный.    
б. Как заметил М.В. Алпатов, средний ангел не выделен в смысле отсутствия движения: у него приподнято правое колено, то есть, как и боковые ангелы, он готов встать. Гармоничное сочетание покоя и движения характерно для всех трех фигур и для композиции иконы в целом.
в. Несмотря на стертость изображения, на хитоне правого ангела также просматривается клав зеленого цвета. Правда, на левом рукаве, а не на правом, как у среднего ангела.
    Дополнительные  возражения  против  Гипотезы 2:
г. На иконе отсутствуют Авраам и Сарра. Этим иконописец дает понять, что содержание иконы не привязано к библейскому эпизоду «гостеприимства Авраама».
д. Если бы средний ангел изображал Иисуса Христа, то, в соответствии с иконописной традицией, его нимб был бы восьмиугольным или крестчатым. Простой круглый нимб свойствен изображениям ангелов или святых.
е. Нимб среднего ангела заметно меньше, чем нимбы боковых ангелов, что явно противоречит предположению о его более высоком иерархическом положении. Соображение искусствоведа А. А. Салтыкова о том, что уменьшенный размер нимба среднего ангела служит для создания впечатления «глубины» и, следовательно, значительности фигуры среднего ангела, совершенно  не убедительно. На иконе Андрея Рублева применена, в соответствии с иконописной традицией эпохи, не прямая, а обратная перспектива, то есть удаленные предметы изображаются крупнее чем близкие. Если бы  иконописец хотел создать для средней фигуры впечатление «глубины», он сделал бы его нимб  более крупным!  К тому  же этим было бы подчеркнуто превосходство Иисуса Христа над ангелами. На других иконах того времени нимб средней фигуры изображался либо того же размера, либо крупнее нимбов двух других фигур.
    ГИПОТЕЗА ТРЕТЬЯ
    На иконе изображены три ангела, понимаемые как «образ и подобие» Св. Троицы.

    Этой гипотезы придерживается большинство церковных богословов и некоторые искусствоведы. Как пишет, например, А.А.Салтыков: 

«В этом произведении художник изобразил, конечно, не сами ипостаси, а ангелов, в действиях и атрибутах которых они (ипостаси) проявляются».
   Доводы в пользу гипотезы 3:
а. Основная богословско-полемическая задача Рублева состояла в наглядном изображении «равночестности» трех лиц Св. Троицы; это возможно лишь в том случае, если все три фигуры на иконе являются существами одной и той же природы, в данном случае – ангельской.
   В ранней иконографии Троицы идея равночестности выражалась в так называемом «изокефальном» типе икон, распространившимся на Западе еще с IV в. и встречавшимся на Руси в эпоху Рублева. В соответствии с этой задачей три фигуры имели одинаковые размеры и были расположены рядом на одном уровне. У Рублева идея «равночестности» выражена  одинаковыми размерами и сферически-симметричным  расположением  фигур.     
б. Ангельская природа фигур на иконе обозначена крыльями и круглыми простыми нимбами.
в. «Непривязанность» изображения к библейскому эпизоду позволяет изменить расположение фигур, символизирующих собой лица Св. Троицы. Средний ангел может пониматься как образ Бога Отца: его центральное положение соответствует в таком случае богословскому учению о Св. Троице как о «соборе равночестных лиц» и в то же время как о «монархии Отца». Такой точки зрения придерживалась, например, столь авторитетный искусствовед, как Н.А.Демина.
   Однако большинство исследователей (В.Н.Лазарев и др.) считают, что Рублев расположил образ Отца слева от нас, т.е. по правую руку от центральной фигуры,  Сына. Решающий довод: повелительный жест руки левого ангела, выражающий идею «монархии  Отца».
  Оригинальный вариант отождествления лиц предложил архиепископ Сергий (Голубцов), подчеркнувший, что, согласно Символу Веры, Сын должен сидеть «одесную» Отца, то есть по  правую руку от Него. Если в центре находится образ Сына, то ангел, символизирующий Отца,  должен располагаться по левую руку от Него, то есть справа от нас.
    Возражения против Гипотезы 3:
а. Во времена Рублева (как и до него) не существовало устойчивой церковной традиции, выделявшей трех ангелов, равных по своей значимости. В богослужебных и библейских текстах, в иконографии и церковных сказаниях четко выделяются не три, а два высших архангела – Михаил и Гавриил. Поставить с ними в ряд какое-либо третье ангельское имя затруднительно. Учитывая своеобразную «конкретность» богословского мышления той эпохи, трудно представить, чтобы Рублев, изображая трех ангелов как образ Св. Троицы, не задался вопросом – какие именно ангелы могут служить Ее символом?
    В связи с этим неизбежно вставал более принципиальный вопрос: может ли вообще собор трех ангелов любого чина нести в себе полноту образа Св. Троицы? Речь могла идти, конечно, не о полноте образа в смысле совершенства (никакая «тварь Божия», ни человек, ни ангелы не могли претендовать на это), но лишь в смысле внутренней структуры, самого принципа триединства.    
б. Крылья в иконографии рублевской эпохи нельзя рассматривать как однозначное указание на ангельскую природу. Так, среди византийских и русских икон XIV-XV вв. нередко можно встретить сюжет «Иоанн Предтеча – ангел пустыни», где пророк Иоанн изображен с крыльями.
    На некоторых иконах (в частности, на иконе «Страшный  Суд» или «Апокалипсис») с  крыльями нередко изображаются монахи-преподобные. Таким образом, крылья в иконографии – это общий символ духовности, они могут принадлежать как ангелам, так и святым, достигшим особой степени одухотворения своей человеческой природы.
в. При любом способе отождествления лиц по-прежнему остается непонятным уменьшенный размер нимба среднего ангела. Будь он образом Сына или, тем более, Отца, такое его «умаление» по сравнению с двумя другими ангелами было бы ничем не оправдано.                                                                                                       
г. Чаша с головой тельца на престоле – безусловно, символ евхаристии, т. е. «причащения телу и крови» Иисуса Христа как человека. Если Андрей Рублев хотел изобразить именно ангелов, то непонятно, почему он подчеркивает евхаристический характер трапезы. В рамках церковной традиции мысль о причащении ангелов плоти и крови Иисуса Христа представляется совершенно недопустимой, поскольку сами ангелы плоти и крови не имеют. Конечно, в библейском описании «гостеприимства Авраама» указывается, что странники ели и пили, но в этом эпизоде ангельская природа странников явным образом никак не  подчеркивается.
  В тексте Библии говорится, что к Аврааму пришли «три мужа», так что у Авраама не возникает сомнения, что это – три  человека, для которых надо приготовить трапезу.  В другом эпизоде жители Содома не опознают ангелов в двух странниках и принимают их за обыкновенных людей. Лишь благодаря пророческому прозрению Авраам постигает, что к нему явился Господь в сопровождении двух ангелов, принявших человеческий образ: в некоторых преданиях утверждается, что это были Михаил и Гавриил. Одна из возможностей богословского понимания этого эпизода заключалась в том, что ангелы временно «вселились» в каких-то конкретных людей, живших при Аврааме.
   Поскольку все изложенные гипотезы встречают серьезные возражения, мы позволим себе высказать еще одну, и попытаемся ее обосновать.
   ГИПОТЕЗА ЧЕТВЕРТАЯ
   На иконе Андрея Рублева изображены три человека, являющие собой образ Св. Троицы.

   Доводы в  пользу Гипотезы  4:
а. Согласно текстам Священного Писания и учению Церкви, среди всех сотворенных существ полнота образа Божия принадлежит исключительно человеку.
«И сказал Бог, – повествует Библия – сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его...». 
Быт. 1:26-27.
  Про ангелов же говорится:
«Они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение».       Евр.1:14.
   По учению отцов церкви, Бог, желая соединиться со своим творением, стал человеком, а не ангелом, именно потому, что только человек несет в себе полноту образа Божия и является «венцом творения».
  Вполне достоверно предположить, что для Андрея Рублева три человека, обретающие единство в духовной любви, представлялись наиболее совершенным и полным образом ипостасного единства Св.Троицы. В этом его должен был убеждать также один из   важнейших новозаветных текстов – так называемая «первосвященническая молитва» Иисуса Христа во  время «тайной вечери», где он впервые совершает евхаристию и причащает учеников (Ин. Главы 13 - 17). Обращаясь к Отцу со словами: 
«Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе»,
  Иисус просит Отца об учениках: 
«Да будут едино, как Мы едино»   Ин. 17:21-22.
   Икона  Рублева служила, таким образом, зримым выражением новозаветного определения Бога:
«Бог есть Любовь»  1 Ин. 4:8.
б. Биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что Сергий призывал
«взиранием на единство святой Троицы побеждать страх перед ненавистной рознью мира сего».
  Единство Св. Троицы было для Сергия символом собирания воедино всех людей русской земли. Тот же Епифаний указывает, что Андрей Рублев свою прославленную икону «Троица» написал «в похвалу Сергию», по заказу игумена Никона, ближайшего ученика Сергия Радонежского. Можно утверждать, что в кругу преподобного Сергия возник определенный  образ мыслей, самобытный стиль богословствования, и что Андрей Рублев являлся одним из выразителей на языке иконы богословской программы, сложившейся в этом кругу. Убеждение, что человеческая любовь, человеческое соборное единство является наивысшим воплощением Св.Троицы, должно было сообщить проповедям Сергия Радонежского и его последователей особое вдохновение и действенность.
в. Получает естественное объяснение евхаристическая чаша, образующая духовный и композиционный центр иконы. Изображая ипостасное, личностное единение в любви, Рублев дополняет это духовное единение символическим образом единства телесного, достигаемого через причастие. Благодаря причастию, утверждает апостол Павел,  «мы, многие, составляем одно тело во Христе»    Рим. 12:5.                    
г. Известна уникальная по своему богословскому содержанию икона Троицы конца XIV века, так называемая «зырянская», с рядом признаков, характерных для иконы Рублева: три  фигуры за столомимеют одинаковые размеры; в центре стола евхаристическая чаша; древо расположено непосредственно за спиной средней фигуры, а не растет из горы, как обычно. Кроме того, у этой иконы есть две замечательные особенности.
Во-первых, каждый из персонажей имеет крестчатый нимб, и,во-вторых, возле них помещены надписи на зырянском языке: у левого (от нас) "Сын", у центрального "Отец", и у правого "Дух"!
   Одинаковость нимбов указывает на тождественность природы трех изображенных лиц. Поскольку крестчатый нимб по традиции обозначал Иисуса Христа как человека, то отсюда можно сделать вывод, что «Сын» есть человек Иисус, тогда как «отец» и «дух»  – два других, «равночестных» ему человека! На это указывает также надписание «отец», «сын» и «дух» вместо «Бог Отец», «Сын Божий» и «Дух  Святой».  
   Эта икона не представляет собой художественного шедевра, но ее принципиальное значение определяется тем, что она создавалась а крае, где в то время был епископом Стефан Пермский, знаменитый «просветитель зырян», ближайший соратник и друг Сергия Радонежского. Икона найдена среди личных вещей Стефана и, безусловно, написана по его заказу, если не им самим: надпись по-зырянски служила целям его проповеди. Можно с определенной уверенностью утверждать, что автор «Зырянской Троицы», как и Андрей Рублев, руководствовался богословскими идеями Сергия Радонежского.
д. Работая вместе с Даниилом Черным в 1408 году во Владимире над росписью Успенского собора, Андрей Рублев имел возможность познакомиться с фреской Владимирского Дмитровского собора конца ХII века: «Авраам, Исаак, Иаков в раю». На этой  фреске в центре изображен праотец Авраам, по правую руку – его сын Исаак, по левую – сын Исаака Иаков, ставший, согласно Библии, родоначальником двенадцати колен Израилевых.
   Даниил с Андреем, повторяя эту фреску, меняют расположение фигур: по правую руку от Исаака – Иаков, так что каждый оказывается по правую руку от своего отца. Поскольку в Библии часто употребляется именование «Бог Авраама, Исаака, Иакова», приводившееся учителями церкви в качестве доказательства троичности божества, то это изображение несло важную богословскую нагрузку. Авраам, Исаак, Иаков – три человека, являющие собой образ Св. Троицы. 
   Центральное положение Авраама на фреске Дмитровского собора соответствовало основной идее богословского православного учения о Боге Отце как «источнике» Св. Троицы (Отец «рождает» Сына, Св. Дух «исходит» от Отца). Расположением фигур на фреске Даниила Черного и Рублева подчеркивается другое богословское утверждение: о том, что Сын Божий «восседает одесную Отца». Оба эти положения выражены в Никео-Цареградском («крещальном») символе веры, который верующие повторяют во время каждой литургии.
    В этих фресках Андрей Рублев имел дело с авторитетной церковной традицией, согласно которой три человека, связанные глубоким личностным и родовым единством, рассматривались как живой образ Св. Троицы.
   Развитие  Гипотезы 4:
  Если на иконе Рублева изображены три человека, то неизбежно возникает вопрос: изображены ли здесь три святых человека вообще или три конкретных лица? В попытке ответить на этот вопрос мы вступаем в область предположений наиболее спорных, но в то же время наиболее интересных и важных...
  Наше предположение заключается в том, что Андрей Рублев изобразил три лица, которые он должен был считать высшими в иерархии человеческих ипостасей. Само наличие такой иерархии не могло вызывать сомнений у богослова той эпохи.
   «Иная слава солнца, –  пишет апостол Павел, –  иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе». «Так и написано, –  продолжает Павел, –  первый человек Адам стал душою живущею, а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек из земли, перстный; второй человек – Господь с неба».    1 Кор. 15:41-47.
   Этот текст мог стать для Андрея Рублева ключевым.
  Итак, «первый   человек» –  праотец Адам, который, несомненно, среди всего человеческого рода имел наибольшие основания рассматриваться как ипостасный образ Бога Отца. «Второй человек», «Господь с неба» –  это, конечно, Иисус Христос, который, согласно христологическому догмату, будучи Богом, послужил первообразом самого себя как человека. Кто же  тогда «третий   человек»  –  «последний Адам»? Помедлим с ответом на этот вопрос – рассмотрим сначала тему «Адам-Иисус» в контексте рублевской иконы.
    Параллель между «ветхим человеком» Адамом и «новым человеком» Иисусом часто встречается а текстах Нового завета, в догматических и литургических текстах, в творениях «отцов церкви» и церковных песнопениях.    
   В иконографии человек Иисус Христос изображается рядом с Адамом в очень важном и распространенном в средние века сюжете – в иконе «воскресения Христа», которая иначе называется «сошествие во ад». Первое, что совершает Иисус Христос, сломивший «врата ада»  –  он выводит оттуда своего праотца Адама (вместе с Евой и рядом ветхозаветных праведников). В те времена довольно широко бытовало мнение, что это «изведение из ада» означало также телесное воскресение вместе с Христом целой плеяды ветхозаветных праведников. Адам и Ева, хотя и согрешили, но считались праведниками ввиду их искреннего покаяния. Это мнение подтверждалось текстом из евангелия от Матфея, описывающем события после смерти и воскресения Иисуса Христа: 
«И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим».  Мф. 27:52-5.  
  Согласно средневековому преданию, гора Голгофа, на которой распяли Иисуса, была местом захоронения Адама. Это отражено в распространенном иконографическом сюжете: голова (череп) Адама под голгофским крестом. Согласно церковному преданию, капли крови Иисуса, впитавшись в землю, достигли костей Адама и воскресили его. Как и все его современники, безусловно веря этому преданию, Андрей Рублев должен был представлять себе Адама уже искупленным от греха, воскресшим телесно и пребывающим на небесах у престола Божия.                                                     
   Итак, Андрей Рублев имел достаточно оснований в церковной традиции для того, чтобы поставить рядом (точнее, посадить за одной трапезой) Иисуса и Адама. Проводимая в Новом завете параллель между этими двумя лицами указывала на их человеческую «равночестность», на равенство «масштабов» в соборной иерархии человеческого рода. Разумеется, Иисус Христос «по божеству» мыслился бесконечно превосходящим не только Адама, но и самого себя как человека. Иисус и Адам изображены на иконе в своих воскресших, одухотворенных телах, что и подчеркнуто наличием крыльев как символа одухотворенного естества. Возможно, что, изображая крылья, Рублев имел в виду также текст евангелия от Луки о воскресших людях: 
«и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам...»     Лк. 20:36.
   Предложенное толкование позволяет дать непринужденное объяснение ряду символов в иконе Рублева.
   Дополнительные  аргументы в пользу  Гипотезы 4:     
а. Уменьшенный нимб над головой Адама служит напоминанием о первородном грехе; этим как бы «компенсируется» центральное и доминирующее положение Адама по отношению к Иисусу. Конечно, здесь показан образ отношения Бога Отца к Богу Сыну, и Сам Иисус, согласно преданию, оказывал сыновнюю почтительность даже к приемному отцу Иосифу, тем более к праотцу Адаму... И в то же время для христианского сознания Андрея Рублева необходимость как-то «умалить» Адама перед Иисусом должна была казаться очевидной.

б. Каменные палаты над головой Иисуса символизируют церковь и его самого как «домостроителя» и главу церкви. Некоторые исследователи усматривают в расположении колонн анаграмму IН, т: е. Иисус Назорей – имя, подчеркивающее, что здесь изображен Иисус именно как человек, а не как Бог.
в. Древо над головой Адама, скорее всего, отражает излюбленный сюжет русских иконописцев той эпохи: «древо Иессеево». В основании древа изображался всегда Адам, на его ветвях располагались ветхозаветные праведники. Иногда «древо Иессеево» мыслилось как родословная Иисуса, восходящая к Адаму. Возможно также, что это одновременно есть символ райского «древа жизни»,также связанного непосредственно с Адамом.
г. Может быть дано объяснение цветовой символики иконы. Красновато-коричневый цвет хитона (нижней одежды) Адама символизирует «персть земную», из которой, согласно Библии, Бог сотворил Адама: 
«И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни; и стал человек душою живою».   Быт. 2: 7.    
   Имя Адам в святоотеческих толкованиях часто переводилось с иврита как «красная земля», что и могло послужить основанием для выбора окраски хитона Адама. Клав на правом рукаве хитона, имеющий тот же цвет, что и крылья, возможно, указывает на «дыхание жизни», одухотворившее «персть земную».
   Голубой цвет хитона Иисуса символизирует его человеческую природу как природу «нового человека». Согласно церковному учению, Иисус-человек является по матери потомком («сыном») Адама; в то же время, будучи зачатым «не от семени мужа»,  но от Духа Святого, Иисус мыслился как родоначальник «нового человечества», в состав которого сыны Адама входят посредством причастия «телу и крови» Иисуса Христа. Происхождение Иисуса от Адама символизируется цветом жертвенного тельца (этот телец и есть Иисус Христос как Жертва) в евхаристической чаше, совпадающим с цветом хитона Адама. Голубой цвет гиматия (верхней одежды) Адама указывает на его принадлежность, через причастие, к «новому человечеству» Иисуса Христа. Золотистый цвет гиматия Иисуса символизирует его божественную природу: согласно Халкидонскому  догмату, Иисус Христос понимался не просто как человек, но как Бог, который, оставаясь Богом, стал также и человеком. Нам остается самое трудное: дать истолкование третьему лицу, изображенному на иконе Андрея Рублева "Троица". Но это – тема следующей статьи.

Автор:  Л.Л.Лебедев (Лев  Регельсон)
Наука  и  Религия 1988 г. №10

 

     Лично я склоняюсь к третьей версии, хотя четвертый вариант кажется убедительней. Но, в любом случае, это всего лишь гипотезы, каждая из которых имеет право на существование. А истинную смысловую нагрузку этой иконы может знать только преподобный Андрей и сам Господь Бог.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 30.10.2016 в 06:57, Анна Ветрова сказал:

     89581121.jpgВсе мы знаем насколько развито в православии иконопочитание. Именно православные относятся к иконе очень трепетно, как к первообразу изображенному на ней. Во многих религиях иконы, как таковые, просто отсутствуют по тем или иным причинам: не почитание святых, извращенное понятие о Пресвятой Богородице и пр. Самой распространенной является ссылка на то, что Бога никто никогда не видел. То как можно изобразить неизобразимое? Вдохновляясь вчерашней лекцией о святей Троице , хотелось бы продолжить ее в векторе иконографии.dop1149-3168.jpg

     На самом деле, православному иконописцу не позволительна выдумка, «отсебятина», своего рода, и на иконах изображается, только то, что было материально. Следовательно, икона святой Троицы прп. Андрея Рублева с изображениями Господа в виде Трех Ангелов, является каноничной по своей сути. Так как факт посещения Господом нашего праотца Авраама изложен в Святом писании. Чего не скажешь об иконе Новозаветная Троица.

     Если говорить, что Иисуса Христа, вторую Ипостась святой Троицы люди видели и осязали, то Бога Отца не видел никто. Да и изображать Святого Духа в виде голубя тоже не совсем корректно, так как Он также являлся и в виде «огненных языков». Но, не смотря на это, именно этот образ, более понятен и чаще почитаем простым православным людом.

     Правильно ли это? Хотелось бы услышать Ваши мнения и соображения по этому поводу. Какая икона «ближе» Вам и почему? Может таким образом мы сообща приблизимся к разумению этой темы.   

Обе иконы прекрасны. Столько много узнала из лекций Мысив Макария, и из предоставленных Вами Аннушка гипотез, каждая из которых интересна и имеет место быть. Спасибо Вам большое!)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу