Проповідь в день свв.апп.Петра і Павла

11-07-2017, 22:43

   Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
   Праздник в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла установлен в глубокой древности, ранее многих двунадесятых праздников, которые были внесены в церковный календарь в период расцвета Византийской империи.Праздник восходит к апостольскому периоду, его совершали первые христиане.
  Первые упоминания о том, что этот праздник уже совершался в первенствующей Церкви, относятся к началу III века н. э.
  Ни один из церковных праздников не сохранил более древних свидетельств своего бытия в духовной жизни Церкви. Это говорит о том, что личности апостолов Петра и Павла были очень почитаемы и любимы первыми христианами.
  Память святых апостолов празднуется с великим торжеством. Более того, праздник имеет и особенный подготовительный период – пост. Этот пост называется Апостольский, в народе «Петров», или «Петровка».
  В церковном годовом круге все памяти святых совершаются в основном в связи с их мученической кончиной и нынешнее торжество в честь двух апостолов, проповедовавших в разных странах и пострадавших в Риме в одно время, является не исключением.
  Сегодня в лице святых первоверховных апостолов Петра и Павла выражается почтение всем – и двенадцати, и семидесяти ученикам Христовым, да и вообще самому понятию Апостольство. Потому что Апостольство – это особое служение, которое установил Бог на земле.
  Ныне в среде нецерковных людей модно говорить о неких «посвященных», «просветленных» людях, прикасающихся к таинственным «знаниям» вселенной. Они якобы обладают какими-то магическими свойствами и многие из них рождаются с определенными дарованиями.
   На самом деле такое суждение является заблуждением. Все рождаются одинаково ценными в очах Божиих! Каждому Господь дарует все блага для жизни на земле и спасения в вечности. Но свободная воля является основным критерием в выборе жизненного пути.
   Призыв к Апостольству получили будущие апостолы в разное время. Какими мы видим апостолов со страниц Евангелия?
   Петр, вы знаете, был галилейским рыбаком, горячим, темпераментным, зрелым мужем. Павел, который совершенно другим образом был призван, был еще более горячим, ревностным богословом – ученым, родом из Тарса.
   Несмотря на постоянные порывы Петра доказать преданность и верность своему Учителю, Христос удерживает его, говоря, что он трижды отречется от Него, прежде нежели петух пропоет , тем самым указывая на немощь человеческой природы перед испытаниями и искушениями.
В апостоле Петре мы узнаем себя. И такими же мыслями наполняется сердце, когда мы знакомимся с апостолом Павлом. Вся человеческая действительность в этих двух личностях! Но порою, читая Евангелие об отречении Петра, страхе других апостолов, жестокости Савла-гонителя, будущего Павла, нам кажется, что мы поступили бы иначе, окажись в то время рядом со Христом в числе Его учеников.Наверняка не убежали бы, не предали бы, не испугались бы…
   Но такие мысли рассеиваются, когда мы сталкиваемся с действительностью нашей жизни. И поступки наши ничем нельзя оправдать. Как и тогда, и сегодня, мы отрекаемся, убегаем, предаем все Того же Христа. Своим безразличием, эгоизмом, черствостью сердечной и множеством других грехов.
  Вспомним зачало Евангелия, читаемое на вчерашней праздничной утрени. Когда Господь Иисус Христос после Своего славного воскресения, явился апостолам на берегу озера Галилейского и простил Петру его отречение. И не просто простил, аи вернул ему Апостольство.
   Напоминаю, Апостольство – это дар Божий, это Божие призвание. Оно продолжается и сегодня, каждый из нас в какой-то мере призван к этому служению.
  Епископы и пресвитеры – приемники апостолов по благодати Святого Духа. Мы составляем Церковь, каждый из нас элемент, без которого нет общего здания Церкви, это надо помнить, ценить и этим нужно жить.
 Не все обязаны стать священниками, в этом нет необходимости. Излучать свет Христов, просвещающий всякого человека, – вот миссия каждого христианина! Мы должны быть проводниками света Божиего в затемненный грехом мир, который по словам Самого Спасителя «весь лежит во зле»! Невзирая на то, что мы частично принадлежим этому материальному миру, у нас есть одно великое дарование Божие –свободный дух. И этот дух, просвещенный светом Христовой истины, должен вывести каждого из плена, в который нас заключил дух мира сего. Таким образом, наш дух как Божественное начало должен вступить в невидимую брань с духом мира, не того Божественного, созданного по замыслу Творца для славы Его, а с миром зла и греха!  Но вернемся к евангельскому повествованию о явлении воскресшего Христа. Многие мало обращают внимания на эту историю. Заметим, насколько трогательно и живо в ней все описано! Явился Христос, когда апостолов постигла неудача – с ночной рыбалки они вернулись ни с чем, как и в момент первого призвания. Но по слову Спасителя, закинув сети, они узрели чудо, как и в первый раз – чудесный улов рыбы. В этом чуде апостолы узнали своего Учителя, воскресшего из мертвых. Он приготовил им ужин и встретил на берегу. Когда радость встречи после таинственной вечери утихла, Христос уединился с Петром и задал ему три важных вопроса ,назвав его при том старым именем Симон, хотя ранее Сам нарек Петром, что означает «камень». Обращаясь к нему говорит: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня?»– тем самым как бы говоря, что хоть Я и назвал тебя ранее Петром, ты, трижды отрекшись от Меня, утерял сие имя и ныне должен заслужить это исповеданием своей веры, являя человеческую немощь через трехкратное отречение, ты открыл в себе живущего ветхого человека, прежнего Симона. Петр, все это время плакавший и каявшийся в содеянном, отвечает: «Господи, Ты знаешь что я люблю Тебя!» Это воистину великое смирение апостола, которое раскрыло для него Небеса!
  Богу невозможно доказать что-то, как привыкли обычно это друг другу делать мы.Людям можно показать свою любовь, достаточно кому-то сделать что-то хорошее или сказать доброе слово. Бывает, люди пользуются этим для своей выгоды и корысти.С Богом так не возможно! Хотя порою мы пытаемся Его обмануть.
  Петр, сознавая свое человеческое несовершенство, говорит эти слова из глубины души, их не слышал никто, не нужно было никому что-то доказывать, они были только вдвоем – он и Спаситель. Христос говорит: «Паси агнцев Моих!», – затем второй раз спрашивает: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше всех?», то есть больше прочих апостолов. Вспомним то, как апостол Петр часто пытался доказать свою любовь, что она больше чем у других. И, как сказали бы сегодня в адрес апостола Петра, – выскочка, когда он на полуслове, перебивая Спасителя, пытался доказать Ему свою любовь. Но на деле Петр явил человеческую слабость. Поэтому Господь спрашивает его, пережившего и пропустившего все события через свое сердце, любит ли Петр Его больше всех, как ранее хвалился, может ли сейчас он так похвалиться?
Апостол Петр понимал, что слова Господа не просты, ведь его собственный опыт подсказывал, что одно предостережение, когда Господь сказал, что не успеет петух трижды пропеть, как он отречется, уже исполнилось. Апостол понимал, что и сейчас все сказанное может повториться, и он боялся этого и не мог обещать, что больше так не поступит.
  Мы не можем гарантировать, что не совершим в жизни ошибок. И Петр это понимал как никогда. Он не надеялся больше на собственные силы, не возлагал упования на себя, потому что, будучи зрелым мужем, опытным рыбаком, попадая в разные жизненные переплеты, считая себя сильным и мужественным человеком, не бросающим слов на ветер, убедился в полной несостоятельности всей кажущейся величины человеческого достоинства, и ответил: «Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя!»
  Третий вопрос звучит из уст Господа в знак трехкратного отречения. И совесть Петра, испепелившая все его внутреннее состояние, не выдержав, вопиет:«Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!»  Христос, благословляя и прощая Своего ученика, говорит трижды: «Паси овец Моих!» Таким образом Петр был возведен на прежнее достоинство апостола.
  Зная, каким был дальнейший путь апостола Петра, не будем подробно останавливаться на фрагментах его жития, ибо главное мы только что услышали, вторичное призвание к Апостольству через покаяние и прощение. «Иди за Мной!»(Ин. 21, 22) – призвал Христос. И Петр пошел за Ним, и этот путь прошел до самой своей мученической кончины.
   Одно знание от слышания, другое – от опыта; одно, когда надеешься на себя, другое – когда уповаешь на Бога.
   Апостол Петр прошел этот путь, если сказать достойно, то все равно что ничего не сказать. Он исповедал Христа всей своей жизнью и смертью! Зажигая сердца людей огнем Божественной любви, открывая истинный образ покаяния, он полагал в основание Церкви свою веру. Церковное Предание говорит, что всю свою жизнь он не переставал плакать заслышав пение петуха.
   Петр, являясь свидетелем земной жизни Спасителя, открыл нам понимание Апостольства как служения Богу, Павел, лично не видевший Христа и даже ставший на борьбу с Его учениками и последователями, явил образ человека преображенного любовью Божией, призвавшей его к тому же служению – Апостольству.
   Как уже сказано, Петр был необразованным рыбаком, интересовавшемся добычей хлеба насущного для прокормления своей семьи. Павел, или как его звали до просвещения Савл, принадлежал к другой категории людей – учителей, богословов. Он был законник, получивший блестящее образование у знаменитого учителя того времени Гамалиила. Павел знал не только вероучение иудаизма, но и философию Рима и Греции, то есть языческого мира. Такому высокому уму и интеллекту было очень трудно склонить свою главу перед Христом и Его учением.
С ним случилось чудо! По пути в Дамаск, куда Савл шел с целью открыть гонения на христиан, Сам Господь вышел к нему навстречу, и эта встреча стала для Савла болезненной. Он ослеп! И состоялся диалог Савла с Богом! «Савл, Савл, зачем ты гонишь Меня?». «Господи, кто Ты?» – вопрошал Савл. Эта встреча изменила жизнь Савла, и он, придя в Дамаск, но уже с целью креститься, в крещальной купели – прозрел! Это чудо повторялось в истории много раз. Например, со святым и равноапостольным князем Владимиром. Чтобы узреть Бога, нужно возродиться! Знания, которые имеем мы, не сделают нашу жизнь великой.
   Павел ослеп и как бы попал в утробу матери заново, крестившись же, как бы вышел снова на свет. С тех пор Церковь учит – крещение это второе рождение человека.
   Жизненный путь Павла для нас тоже известен, только что мы слышали слова из его послания, прочтенные за обедней. Рассказывая о себе, как о неком другом человеке, побывавшем в Раю и слышавшем там неизреченные глаголы, показал свое глубочайшее смирение и человеческую скромность.
   Апостолы были великими, но они люди и поэтому для нас близки. В них мы видим себя, свои взлеты и падения, свое раскаяние и прощение. Потому-то они и являют для всего мира образец истинного подражания Христу и следования по Его святым стопам.
Сегодня торжество апостольского служения, ибо Апостольство как Божие призвание, как победоносное знамя никогда не выпускалось из рук святых Петра и Павла.
   Нужно помнить, что и мы призваны Господом к этому служению.
   Спросите, что нам с Библией в руках ходить по квартирам и улицам, как делают это протестанты разных толков и направлений? Ведь мы раздражаемся сами и слышим раздражения со стороны наших родственников и знакомых, которым тоже не нравится такое навязчивое агитирование. Хотя, в ответ на это, те же протестанты говорят, что хотят повторить служение апостолов.
   Давайте вслушаемся в слова апостола Павла: «Я был для всех всем!» Вот каким должно быть Апостольское служение. То есть там, где ждут помощи, там мы должны быть первыми. И где будем совершать добрые дела, знаем, что совершаем их во имя Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы через всю нашу жизнь имя Господне прославлялось делами и устами тех, кому направлена наша любовь.
   Апостольское служение всегда было, есть и будет до скончания земного бытия.
  Мы нуждаемся в молитвенной помощи апостолов Петра и Павла. По происхождению своему мы – крещенные православные, наследники тех предков славян, к которым приходили апостолы с проповедью евангельского учения. Но наше наследие останется у нас мертвым грузом, если мы не будем жить согласно этого учения, не будем реализовывать нашу веру и не будем воплощать в свою жизнь Божественную любовь.В этом наша современная апостольская миссия.
     Благодать Святого Духа, которая излилась на апостолов в День Пятидесятницы, отныне пребывает в Церкви Христовой! «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается», – воспевает Церковь, наученная Тем же Святым Духом и чрез Апостольство сохранившая Его в недрах своих.   Без благодати мы не сможем встретить Христа в своей жизни. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет, что если мы не встретим Христа здесь, на земле, то не можем даже помыслить о встрече с Ним на Небе. Для того, чтобы было желание сей встречи, нужно полюбить Христа всем своим существом. Этой любви нужно научиться.
   Святые первоверховные апостолы Петр и Павел, научите нас, как полюбить Господа нашего Иисуса Христа от всего сердца! Испросите у Господа Бога благодать Святого Духа, которая просветила бы нас в любви Христовой!
   «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» , – сказал Спаситель.
   В этот День будем думать о том, что принести нам на алтарь любви Божией из сокровищницы сердца нашего.
Если мы верим в Бога, то должны исповедать, засвидетельствовать эту веру пред миром, в котором мы живем. Это совершили апостолы, к этому призваны и мы.Церковь наша не зря называется Апостольской, ибо до наших дней сохранила свидетельство веры православной от апостолов. В этом суть Апостольского служения – «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их!»
Пусть на этом поприще, исповедания веры, умножения любви и проповедования надежды, помогут нам «апостолы первоверховнии и вселенныя учителие»!
Аминь.


Адміністратор
120

comments powered by HyperComments